Что такое дефектовка ДВС и как ее провести


Двигатель — «сердце автомобиля». Со временем детали мотора — поршневые кольца или зеркала цилиндров изнашиваются. Деформируется сама форма цилиндра, подшипники и т.д.

Обычно производители дают определенный срок службы на свои двигатели. Но бывает и так, что мотор попадает в автосервис задолго до срока планового капитального ремонта. Поэтому любому двигателю нужно регулярно проходить дефектовку — оценку состояния и годности.

Рассказываем о том, что такое дефектовка ДВС и на какие узлы нужно обратить внимание при ее проведении.

Что такое дефектовка двигателя внутреннего сгорания

Дефектовка двигателя — процесс оценки внутренних частей двигателя при разборе. Сам процесс не сложный, но требует определенных знаний. Поэтому для проведения дефектовки лучше обратиться в качественный автосервис.

Процесс дефектовки проходит в несколько этапов:

  1. Первый — разбор двигателя, где каждая деталь тщательно визуально проверяется. Разрушенные компоненты откладываются отдельно для последующего составления списка замен.
  2. Второй этап — детали, внешне выглядящие исправными, будут подвергнуты более детальной проверке: измерению размеров и характеристик для определения их соответствия номинальным значениям.

Рекомендуется вести дефектовочный лист, в котором указывается дата дефектовки и список деталей, признанных пригодными для дальнейшего использования. Это поможет при последующих проверках точнее определить список необходимых запчастей.

Дефектовка блока цилиндров

Блок цилиндров можно назвать скелетом двигателя. Это цельнолитая деталь, внутри которой объединены цилиндры. И своевременная дефектовка ГБЦ поможет выявить проблемы задолго до планового капитального ремонта ДВС.

В чем заключается дефектовка ГБЦ:

  • визуальный осмотр;
  • опрессовка на случай выявления трещин (если в масло попал антифриз или наоборот);
  • проверка целостности всех заглушек;
  • замер уровня выработки цилиндров.

Блоки со сменными гильзами проверяются в местах посадочного пояса гильз. А теперь разберем, какие же могут быть поломки внутри блока.

Глубокие задиры

Задиры во многом появляются из-за выхода из строя поршневых колец, перегрева двигателя или дефектов перемычек поршней между канавками. При выявлении неисправностей полностью проверяют и регулируют всю систему зажигания, а при необходимости проводится гильзовка и заточка поршневых колец.

Выработка поверхности цилиндров

Значительная выработка поверхности цилиндров происходит из-за неисправной системы зажигания или питания.

Наибольший износ наблюдается в зоне верхней мёртвой точки, то есть там, где останавливается верхнее компрессионное кольцо. Если выработка в цилиндрах превышает 0,1 мм, а эллипсность — более 0,05 мм, блок ремонтируется расточкой и последующей хонинговкой в следующий ремонтный размер или гильзовкой.

Царапины на поверхности цилиндров

Появиться царапины могут из-за поломки поршневых колец, перемычек на поршнях между канавками под поршневые кольца или от банального перегрева двигателя. Вопрос решается гильзовкой или расточкой в следующий ремонтный размер.

Трещины в цилиндрах

Трещины могут появиться из-за значительного перегрева мотора или гидроудара, которые разрушают поршни и шатуны.

Как уже сказано выше, трещины находят с помощью опресовки. И если есть какие-то деформации — блок нужно менять. В редких случаях при очень мелких трещинах цилиндр можно загильзовать.

Трещины на верхней плоскости блока

В основном трещины появляются из-за сильного перегрева мотора или из-за неправильной затяжки болтов. Проблема устраняется только заменой блока цилиндров.

Дефектовка коленчатого вала

Коленчатый вал — это деталь сложной формы и основа кривошипно-шатунного механизма(КШМ) двигателя. Он имеет шейки для крепления шатунов, которые воспринимают усилия и преобразуют их в крутящий момент. Простыми словами, коленвал передает мощность от двигателя на трансмиссию и навесные агрегаты. Поэтому дефектовка этого элемента крайне важна. Для замеров отклонений параметров понадобится микрометр, индикатор часового типа и призма. Сам вал нужно тщательно промыть.

К распространенным дефектам можно отнести:

  1. Износ торцевых поверхностей под упорные полукольца коленчатого вала. Происходит неравномерный износ поверхностей из-за длительных стоянок с выжатым сцеплением или при частой езде с выжатой педалью сцепления. Вопрос решается обработкой упорных фланцев в ремонтный размер с дальнейшей установкой утолщенных полуколец.
  2. Деформация коленчатого вала. Прогиб оси коленвала не должен превышать 0,05 мм для легковых моторов и 0,1 мм для грузовых моторов. Если прогиб превышает данные значения, это может указывать на неправильную обработку или установку вала. Вал укладывается на призмы, установленные на металлической плите. С помощью стрелочного индикатора, установленного на стойке, проверяем прогиб оси коленвала, вращая его.
  3. Выработка и царапины на поверхности под сальники коленчатого вала. Быстрая выработка может происходить из-за длительной работы двигателя или попавших в масло посторонних частиц. Устранить проблему царапин можно шлифовкой поверхности под сальники, а вопрос с выработкой решается установкой новых сальников с маленьким осевым смещением. Но если выработка большая, а царапины глубокие, то лучше заменить коленчатый вал на новый.
  4. Разрушение резьбы в крепежных отверстиях. Происходит из-за неправильной затяжки крепежных болтов. Вопрос решается только заменой коленвала.
  5. Сильный износ и задиры на поверхностях коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Проблема появляется из-за недостаточного количества масла, отсутствия давления в системе смазки, загрязненного фильтра или просто очень грязного масла. Проблема серьезная, поэтому мотор придется капиталить, а сам коленчатый вал менять.
  6. Трещины коленвала. Определить трещины можно визуально, тщательно промыв его. Появляются они также из-за грязного масла, низкого уровня или сильного перегрева. Коленчатый вал придется менять на новый.
  7. Царапины на поверхности коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Появляются такие царапины при большом пробеге или из-за грязного масла, в которое попали частицы наработки. Проблема, как правило, устраняется шлифовкой шеек коленвала. Проверить износ можно с помощью микрометра, замерив каждую шейку в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Их нужно сравнить с показателями, заявленными производителем автомобиля.
  8. Разрушение шпоночных пазов и посадочных мест под штифты и втулки. Произойти это может из-за неправильной затяжки болтов, которые закрепляют шкивы и маховики. Опытные мотористы могут прорезать новый шпоночный паз или посадочное место под штифт, но все же надежнее будет заменить коленвал.

Дефектовка электродвигателя

В дефектовку электродвигателей входит анализ механической части и электрической. Условно, весь процесс можно разделить на четыре этапа.

Дефектовка механической части

В нее входят:

  • оценка состояния крепежей — проверка крепежных элементов на наличие люфтов, износа или повреждений.
  • проверка повреждений крышек и корпуса — визуальный осмотр крышек и корпуса на наличие трещин, деформаций или других повреждений, которые могут влиять на работу двигателя.
  • износ подшипников и посадочных мест — оценка состояния подшипников на наличие износа, шума или люфта, а также состояния посадочных мест.
  • оценка щеточно-коллекторного механизма — проверка состояния щеток, коллектора и механизма контактной группы на износ, повреждения или другие проблемы.

Дефектовка электрической части

Для проверки потребуются специальные приборы — мегаомметр или аналогичные аппараты для диагностики электрической части, выявления обрывов, замыканий и других дефектов. Например, ЕЛ-15. Дефектовка заключается в следующем:

  • проверка электроцепи — оценка состояния электрической цепи на наличие обрывов или замыканий.
  • проверка изоляции — измерение изоляционного сопротивления для оценки состояния изоляции обмоток.
  • выявление витковых замыканий и других дефектов.

Ремонт и замена

Этапы проведения работ по устранению неисправностей:

  • нарезка резьбы, замена болтов, заваривание крышки — ремонт механических элементов;
  • изоляция или замена выводов обмотки — ремонт поврежденных выводов обмотки;
  • покрытие обмотки специальным лаком — восстановление изоляции в случае повреждения;
  • замена подшипников.

Двигатель нужно протестировать и проверить мотор на работоспособность защитных механизмов.

Заключение

Дефектовка двигателя включает оценку внутренних частей двигателя при разборе. Процесс дефектовки проходит всегда в два этапа: визуальный осмотр, отсеивание частей, не подлежащих ремонту и, соответственно, сам ремонт. К самым распространенным неисправностям можно отнести:

  • деформацию коленвала;
  • царапины или сильную выработку на поверхности блока цилиндров;
  • трещины, которые появляются чаще всего от сильного перегрева мотора.

Вернуться к списку новостей