Что такое техническое обслуживание (ТО) автомобиля, как часто проводится, и какие бывают виды


Автомобиль необходимо регулярно обслуживать — это позволяет продлить срок его службы и сделать использование комфортным. Отказ от технического обслуживания может привести к расходам на ремонт и даже к аварии на дороге.

В статье расскажем, что входит в ТО, когда его проводить и можно ли сэкономить на таких работах.

Техническое обслуживание автомобиля: что это

Техническое обслуживание — это комплекс работ, направленных на поддержание работоспособности и продление срока службы транспортного средства. В ТО входит:

  • диагностика;
  • замена расходников по регламенту;
  • регулировка и наладка систем.

В отличие от ремонта, техническое обслуживание требует определенной частоты, указанной в сервисном регламенте. Производители рекомендуют выполнять ТО раз в год или каждые 10 000 км пробега.

Работы по ТО можно проводить самостоятельно, но лучше обратиться к специалистам — для диагностики некоторых элементов требуется специализированное и дорогое оборудование, которое вряд ли есть в гараже.

Как часто требуется делать ТО

Регламент обслуживания определяет производитель с учетом ресурса деталей, используемых в конструкции. Сроки и объем работ при плановом ТО — не обязательство, а рекомендация. На практике некоторые запчасти могут служить дольше, чем заявлено в инструкции. При этом превышать интервалы замены расходников не стоит — это может привести к дорогостоящему ремонту, а также отказу в гарантийном обслуживании в официальных сервисах.

Межсезонный интервал и список работ для ТО указан в руководстве по эксплуатации легкового автомобиля и его сервисной книжке. В большинстве случае комплексное обслуживание требуется раз в 10000 км. В режиме поездок «работа–дом» — это примерно год.

Если машину используют часто и в тяжелых условиях, плановое ТО рекомендуется проводить чаще. Также сроки могут отличаться в зависимости от особенностей конкретной машины. Например, автомобили с турбированным двигателем требуют частой замены моторного масла, так как они чувствительны к его загрязнениям.

Работы в рамках технического обслуживания

Перечень работ, проводимых в рамках ТО, зависит от того, на каком этапе использования их проводят. После покупки новой машины:

  • ТО-1. Это первое техническое обслуживание легкового автомобиля. Проводится после первых 10 000 км для исправления и корректировки мелких неисправностей. На нем меняют моторное масло, фильтры и регулируют узлы машины (тормозная система, движение педалей, приводные ремни).
  • ТО-2 — после 30 000 км пробега. Помимо плановой замены расходников, меняют изношенные детали, проводят комплексную диагностику, регулировку и затяжку деталей.
  • ТО-3. Рекомендуется после 60 000 км. Обслуживание дорогое, включает в себя замену всех изношенных деталей по регламенту, компьютерную диагностику, устранение дефектов подвески и регулировку развал-схождения.

Список работ в рамках ТО обширен, он касается многих механизмов и систем автомобиля. Их можно выделить в группы:

  • регулировка — настройка и корректировка компонентов машины (фар, нажатия педалей, срабатывания тормозов, натяжения ГРМ);
  • смазочные — замена моторного масла и фильтра, добавление смазки в элементы подвески;
  • электротехнические — проверка электрики, замена лампочек и предохранителей, устранение окиси на контактах;
  • крепежные — подтягивание радиатора, топливного бака, поддона картера и других элементов, петель дверей;
  • заправочные — замена фильтров (топливный, салонный, воздушный), добавление жидкости в кондиционер, в тормозную и охлаждающую систему, ГУР.

Основной элемент ТО — диагностика: визуальный осмотр, проверки с помощью специализированных программ и на подъемнике, тесты работы подвески.

Зачем проводить техническое обслуживание

Проведение ТО — ответственность владельца машины. Закон не обязывает проходить техобслуживание. При этом регулярная проверка работоспособности автомобиля и своевременная замена расходников помогает избежать дорогого ремонта и продлевает срок службы транспорта.

Также своевременное ТО — гарантия того, что в машине неожиданно не сломается какая-то деталь. Это важно при длительных поездках и для старых авто, в которых ресурс запчастей менее предсказуем.

Виды ТО автомобиля

Перед каждой поездкой водитель обязан удостовериться в исправности транспортного средства. Это минимальное ежедневное ТО (ЕТО) — осмотр шин и их подкачка при необходимости, проверка лампочек, наличие течей.

ТО может быть плановым. Это замена технических жидкостей и расходников с учетом регламента производителя и в зависимости от особенностей использования автомобиля.

Сезонное ТО (СО) — проводится по желанию владельца и зависит от климата в регионе. К таким работам относится смена шин, обработка уплотнительных лент, смазка замков, заправка радиатора и другие работы.

Можно ли сэкономить на ТО

Затраты на техобслуживание складываются из стоимости расходников и непосредственной работы по их замене, диагностике, настройке. Сэкономить можно на обоих компонентах.

Проводить ТО у официального дилера дороже, но от их работ можно отказаться в пользу другого СТО, если закончилась гарантия. Сервисы, особенно сетевые, предлагают выгодные акции. Например, бесплатная замена масла, скидка на первое посещение и накопительные карты с кешбэком.

Сэкономить на покупке запчастей можно при их самостоятельной покупке. Расходники дешевле в онлайн-магазинах, производители часто предлагают скидки. Для поиска запчасти потребуется VIN автомобиля, его марка и год выпуска.

Если авто еще на гарантии, официальный СТО не рекомендует использовать свои материалы и запчасти. С официальными сервисами договориться проще.

Второй способ снизить чек на ТО — переход с оригинальных запчастей на аналоги, обычно они дешевле. При этом важно проверять совместимость, а также рекомендуется искать информацию на тематических форумах — на них автомобилисты делятся опытом эксплуатации расходников тех или иных брендов.

Заключение

Техническое обслуживание — плановые профилактические работы, включающие диагностику, замену расходников и технических жидкостей авто. ТО помогает избежать поломки сложных агрегатов, продлить срок службы машины и сделать эксплуатацию машины прогнозируемой.

Вернуться к списку новостей