Диагностика двигателя при покупке автомобиля


Покупка автомобилей с пробегом — это очень серьезно. Надо проверить кузов, шасси, электронику и все остальное. Но главное — двигатель. Если покупатель возьмет машину с проблемным мотором, то … это все равно, что на беговую дорожку выставить спринтера с больным сердцем.

Ниже приводятся советы, как проверить двигатель автомобиля перед покупкой. Сделать это можно самому или на СТО. Сразу надо сказать, что человек без большого опыта владения техникой просто обязан привести с собой на «смотрины» знакомого, который хорошо в этом разбирается. Иначе будут проблемы.

Самостоятельная проверка двигателя

«Место встречи изменить нельзя»

Покупатель пробил выбранную машину по интернету и теперь хочет посмотреть товар вживую. Он договаривается с хозяином ТС и приезжает к нему или к месту стоянки.

Важный момент — надо именно подъехать самому. Если владелец по телефону говорит: «Скажите адрес, я приеду куда вам удобно», то это плохо. Да, может, человек просто хочет удружить, но мошенничество вполне вероятно.

Есть серьезные неисправности, которые можно обнаружить только в первые минуты работы двигателя после стоянки хотя бы в течение нескольких часов. Поэтому автомобиль должны завести «холодный» в присутствии покупателя. Если технику берут в салоне, то лучше приехать туда без предварительной договоренности.

Ещё один важный момент — когда и где смотреть авто. Ну, тут все понятно. В светлое время суток, на улице, в гараже, в ангаре. С собой надо взять мощный фонарик, чтобы проверить состояние нижней части машины. Если есть подъемник — совсем хорошо.

Ну, показывайте, что Вы там под капотом прячете

Заводить двигатель сразу не нужно, сначала надо внимательно осмотреть, что творится под капотом. В современных автомобилях мотор часто закрывают сверху пластиковой крышкой. Её надо снять. Если хозяин против — что он скрывает?

В ходе эксплуатации на двигатель налипает грязь и пыль, детали теряют первоначальный блеск. Если же мотор выглядит так, будто технику только что пригнали из автоцентра, значит его помыли. Это, опять-таки, не обязательно плохо. Может, владелец просто хочет произвести на покупателя хорошее впечатление. Но часто силовой блок перед проверкой моют для того, чтобы скрыть следы подтекающего масла.

Если «свежими» выглядят какие-то узлы, значит, их недавно меняли. В разговоре с продавцом желательно выяснить, что случилось, и кто ремонтировал. Иногда по двигателю всплывает такая информация, что становится ясно — придется долго и дорого устранять последствия вмешательства горе-мастеров. Кроме того, например, замена моторных опор, радиатора и некоторых других узлов есть косвенное свидетельство восстановления машины после тяжелого ДТП. То же самое, если радиатор стоит неровно или изогнуто его крепление.

Одним словом, двигатель надо осмотреть очень внимательно. Проверить, нет ли свежих масляных потеков, особенно через сальник коленвала или прокладку картера. Не сочится ли антифриз, не течет ли гидроусилитель рулевого. В каком состоянии корпус, нет ли следов от удара. Не полениться лечь на коврик, посветить фонариком, посмотреть на мотор сбоку и снизу, позаглядывать в колесные арки.

Та-а-ак, а что это там у Вас в картере плещется?

Следующий важный этап после визуального осмотра двигателя заключается в проверке уровней. Надо вытащить масляный щуп и не только посмотреть, сколько на нем масла, но и обратить внимание на его вязкость и цвет. Если оно темноватое, это нормально. Если черное и давно не менялось, то значит, владелец не слишком заботится о своей машине. Порядок проверки:

  • Технику поставить на горизонтальной ровной поверхности.
  • Открыть капот, найти щуп.
  • Вынуть контрольный пруток из двигателя и вытереть его.
  • Вставить обратно до упора.
  • Через 5 секунд снова вытащить, оценить количество масла и его состояние.

Уровень масла должен быть между отметками максимуму и минимума. Идеально — на две трети выше минимума. Меньше или больше чем надо — плохо и то и другое. Если масла не хватает, то некоторые узлы работают с недостаточной смазкой и повышенным износом. Если его много, то избыток попадает в вентиляцию картера. В старых моторах лишнее минеральное масло из-за повышенного давления могло вытолкнуть сальник коленвала. В современных по той же причине оно попадает в цилиндры. Со временем из-за этого западают кольца и закоксовывается двигатель.

Важно, чтобы масло было чистым. Если оно не прозрачное и похоже на кофе с молоком, то надо гнать машину в сервисный центр. Рекомендуется понюхать щуп. Если пахнет горелым или топливом — то же самое. Ещё надо, чтобы не было эмульсии (смеси с водой). Она появляется, когда в масло попадает охлаждающая жидкость. Её наличие прямо указывает на то, что мотору нужен серьезный ремонт. К тому же работа силового агрегата на подобной смеси убивает шатунно-поршневую группу и коленвал.

А моторчик у неё вообще заводится или как?

После осмотра подкапотного пространства и проверки масла надо, чтобы владелец машины запустил двигатель. Исправный заведется легко (ну, разве что долго стояла, и батарея разрядилась). Сразу после запуска какое-то время будут повышенные обороты, это пусть не смущает. Лишь бы они были стабильными. Потому что если «плавают», то в системе питания не все хорошо. Если мотор на холостых «дергается», значит, неполадки в зажигании. Если он попискивает или посвистывает, возможно, достаточно подтянуть приводной ремень.

Гул двигателя у бензинового ДВС должен быть ровным и монотонным, чтобы в него не примешивались никакие посторонние шумы, особенно металлические стуки. Если последние, при нажатии на «газ», усиливаются, это очень плохо. Слушать мотор надо внимательно сразу после запуска. Неполадки в таких узлах как:

  • натяжитель цепи,
  • фазовращатели,
  • гидрокомпенсаторы и некоторые другие

обнаруживаются по звуку только при холодном запуске. Через несколько секунд работы характерные шумы исчезают.

Ещё одна проверка на холодном пуске — дым из выхлопной трубы. Для её проведения надо, чтобы сзади авто стоял помощник. Когда дым белый, то это наверняка пар от конденсата в глушителе. Но если он со временем не исчезает, то двигатель имеет серьезную проблему в системе охлаждения. Скорее всего, антифриз через пробитую прокладку головки блока просачивается в цилиндры. В ближайшее время это закончится капитальным ремонтом. При указанном подозрении надо заглянуть в бачок расширителя и попросить владельца, чтобы погазовал. Появившиеся в жидкости пузырьки говорят о том, что выхлоп прорывается в охладительную систему.

Когда дым черный (сизый), то может быть два варианта: сухой (иногда говорят, серый) или маслянистый. Как понять? Подставить к трубе лист бумаги (только не ладонь, будет ожог!) В первом случае в выхлопе присутствует сажа. Топливо в двигателе не сгорает до конца, значит, нарушены фазы газораспределения или какие-то сбои в системе питания. Во втором — мотор изношен, в камеру сгорания вместе с топливно-воздушной смесью попадает масло. Такой силовой агрегат однозначно нуждается в скором капремонте, покупка не рекомендуется.

«Ну, что, красивая, поехали кататься?»

Обязательный этап проверки двигателя — контрольная поездка. Это единственный способ посмотреть на силовой агрегат в движении — достаточная ли у него мощность, как он откликается на нажатие педали, энергично, быстро и плавно или вяло, с провалами и задержками. Если «тупит», то это еще не говорит о критичном состоянии. Возможно, топливный фильтр засорился или детали системы зажигания износились или еще что-то такое, что без проблем делается на СТО. Но все равно, это неприятно, это убитое время и расходы. И ещё одна причина поторговаться.

Записи бортового компьютера

С проводом ОВД и ноутбуком с софтом под выбранный автомобиль можно подключиться к бортовому компьютеру и прочитать ошибки, которые зафиксированы в процессе эксплуатации. На «убитой» технике их будет много. Потом останется сравнить номера ошибок с базой данных и сразу все станет понятно, в том числе и по двигателю.

Проверка двигателя в автосервисе

Часто бывает, что покупатель не уверен в своих способностях распознать скрытые неполадки в авто. Тогда лучший выход — отправиться в автосервис. Там не только полностью проверят состояние машины и считают все записи компьютера, но ещё и определят, был ли скручен пробег и не стирались ли данные из памяти. Желательно приехать в специализированный центр этой марки или к официальному дилеру. Там разбираются лучше, чем в мультимарочных заведениях.

Преимущества услуги сервиса в том, что клиент будет знать о машине все с максимальной точностью. Ему выпишу лист осмотра и карту диагностики систем. А также дадут устные рекомендации по поводу покупки машины. И если можно брать, то скажут, в какую сумму обойдется ремонт. Недостатки — затраты времени на проверку (час-полтора) и на дорогу туда-обратно, да еще оплата услуги (1-2 тыс. руб.). Только очень важно выбрать «серьёзное» заведение и не экономить, иначе затея обернется большим разочарованием.

Выездная диагностика

Контроль на дому появился недавно, но уже стал популярным. Мастера с оборудованием приедут по указанному адресу и проверят состояние машины. Это практически то же самое, что и обращение на СТО. Разница лишь в том, что услуга стоит несколько дороже, зато экономится время и меньше хлопот. И еще надо помнить, что у выездной бригады нет подъемного оборудования, поэтому обращаться лучше, когда машина стоит в гараже с ямой.

Вернуться к списку новостей