Форсированный двигатель: что это и чем грозит


Форсированный двигатель — это мотор, которому механически или программно увеличили мощность. Кто-то считает, что от мощного двигателя одни плюсы, но это не совсем так. Форсированный мотор становится более требовательным и капризным.

Рассказываем о том, что такое форсированный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и какие есть способы увеличения мощности.

Нужно ли форсировать двигатель

Большинство автомобилей имеет моторы, которые фактически могут выдерживать более высокие нагрузки, чем указано производителем. Это означает, что мощность ДВС можно увеличить практически всегда, но вопрос в том, насколько большим будет прирост.

Производители могут ограничивать мощность по экономическим причинам. Наглядно это можно показать на транспортном налоге. Например, за 2024 год в Москве за автомобиль с двигателем до 200 л. с. владельцу нужно заплатить 50 рублей за каждую. А если мощность выше даже на одну (201 л. с.) — уже 65 рублей за каждую «лошадку».

К преимуществам форсирования можно отнести увеличение рабочей мощности и улучшение динамических качеств автомобиля, а к недостаткам:

  • стоимость проведения процедуры,
  • затраты на более качественное и дорогое топливо,
  • повышенный расход топлива,
  • повышенный износ и сокращение срока службы мотора.

Но самое интересное начинается после проведения работ: измененную конструкцию нужно легализовать в ГИБДД — с экспертизами, тестами, лабораториями. Но в итоге авто могут не поставить на учет. Впрочем, для любителей «вжать газ в пол» эти препятствия могут показаться незначительными.

Какие способы форсирования существуют

Форсировать двигатель можно двумя способами:

  1. Программным, который иначе называется чип-тюнингом автомобиля.
  2. Механическим — доработкой мотора с использованием новых деталей. Сюда входят: установка наддува на атмосферный двигатель, увеличение рабочего объема мотора, замена компонентов мотора на более прочные и легкие, оптимизация впускного и выпускного трактов, внедрение более производительной топливной системы и другие методы.

В зависимости от бюджета тюнинга или желания владельца автомобиля можно выбрать один вариант модернизации или комбинировать их в различных сочетаниях. Большинство механических доработок дадут эффект только в сочетании с программной.

Программный способ

Чип-тюнинг дает прирост мощности на бензиновых и дизельных ДВС с наддувом — турбированных или компрессорных. На двигателях без наддува прирост мощности меньше и заметен только при больших объемах. На малолитражных атмосферных ДВС (объемом до 1,5 л) при программном тюнинге можно получить увеличение максимум 10 л. с.

Уровень прошивки (stage) зависит от количества доработок:

  • Stage1 подходит для заводских автомобилей, но может давать больше мощности с улучшенным впуском и интеркулером — обычно до 50% к заводской.
  • Stage2 подходит для машин с удаленным катализатором и требует более производительный впуск, интеркулер и спортивную выхлопную систему от турбины. Дает до 70% к заводской мощности.
  • Stage3 требует всех доработок stage2 плюс более производительную турбину. Дает до 100% к заводской мощности.

Механический способ

Разберем три популярных механических способа увеличить мощность авто.

Увеличение рабочего объема двигателя

Основной способ для увеличения крутящего момента и мощности мотора. Делается за счет увеличения хода поршня, диаметра поршня или обоих этих изменений одновременно. Установка коленвала с большим ходом требует использования доработанных поршней, высокого блока или укороченных шатунов для снижения боковых нагрузок на стенки цилиндра.

Увеличение степени сжатия в камере сгорания

Достигается за счет изменения времени закрытия впускного клапана. Еще для увеличения мощности можно установить модифицированный распредвал с широкими фазами, который может увеличить степень сжатия. А использование высокооктанового бензина позволяет увеличить мощность двигателя на всех оборотах.

Уменьшение механических потерь

Потеря эффективности ДВС в основном происходит из-за трения в блоке цилиндров, насосных потерь и вспомогательного оборудования.

  • Трение в цилиндрах может быть уменьшено путем использования сборных маслосъемных колец, увеличения зазора между поршнем и цилиндром, а также облегчения шатуна. Рекомендуется также провести тщательную балансировку и подбор по весу всех деталей кривошипно-шатунного механизма.
  • Насосные потери в основном связаны с трением в шейках коленвала. Установка распредвала с более широкими фазами может помочь их снизить. Также рекомендуется использовать систему «сухой картер», которая снижает потери из-за попадания масла на коленвал, что замедляет его вращение.
  • Использование вспомогательного оборудования — привода газораспределительного механизма, кондиционера, гидроусилителя руля, генератора и водяного насоса — также ведет к тому, что мотор дефорсируется. Рекомендуется увеличить передаточное отношение привода водяного насоса и генератора.

Заключение

Если вы решились на модернизацию, важно помнить, что форсирование мотора — сложный и трудоемкий процесс, который под силу только профессионалам, а увеличение мощности ведет к дополнительным финансовым тратам. Оптимальный способ нужно выбирать исходя из технических характеристик и особенностей вашего автомобиля и стоимости услуг.

Вернуться к списку новостей