Гудит ГУР при повороте руля: причины неисправности
Гидроусилитель руля (ГУР) — это система, которая помогает водителю управлять автомобилем, улучшая маневренность и снижая усилие для поворота руля. От рулевой системы зависит безопасность водителя и пассажиров, поэтому гидроусилитель нужно своевременно и качественно обслуживать.
Расскажем о том, что такое гидроусилитель руля, почему воет гур и какие могут быть причины поломок.
Как работает ГУР
Гидроусилитель руля состоит из:
- гидронасоса;
- гидравлической жидкости — масла, за счет которого создается давление в гидроцилиндре;
- гидроцилиндра;
- редуктора;
- бака для жидкости;
- фильтра;
- маслопроводных шлангов.
Работает ГУР по принципу давления жидкости — насос создает давление специальной жидкости, а редуктор направляет её в нужные места. Когда водитель поворачивает руль, распределитель направляет жидкость к исполнительным механизмам. Они создают дополнительное усилие, которое помогает повернуть колёса автомобиля.
Подробнее о принципе работы гидроусилителя руля можно почитать в нашем блоге.
Причины, по которым гудит гидроусилитель руля
Гидроусилитель, как и другие гидравлические механизмы, выполнен с исключительной точностью. Поэтому любой задир, грязь или механическая наработка из-за нехватки масла приведут к поломкам. Обычно первые проблемы с гидроусилителем руля начинаются при пробеге от 150 000 км, если автомобиль обслуживался регулярно в соответствии с технической документацией.
Теперь разберем некоторые случаи, из-за которых может загудеть гидроусилитель.
- Гудит насос гидроусилителя руля. В основном насос начинает шуметь и свистеть из-за естественного износа подшипников, перетянутого приводного ремня или нехватки жидкости в гидравлической системе.
- Протечки. Это основополагающая проблема, из-за которой вытекает множество других поломок ГУРа. Гидравлическая жидкость может вытекать из-за ослабления креплений, износа уплотнений, трещин в соединительных шлангах или даже из-за полного разрыва шланга при сильных морозах, который придется заменить на новый.
- Слабое усиление управления, когда руль прокручивается со значительным усилием, в то время как при правильно работающем ГУРе руль вращается легко. Проблема случается из-за низкого уровня жидкости, слабого натяжения приводного ремня или засора фильтра системы.
- «Закусывание» руля. При пробеге в 80-100 тысяч км на некоторых корейских авто случается так называемое «закусывание» руля — это внезапное увеличение усилий на рулевом колесе при определённых углах поворота. Происходит это из-за заклинивания редукционного клапана насоса или попадания воздуха в систему.
- Завоздушивание системы. Эта проблема обычно появляется в холодном моторе или при холостых оборотах. Если в системе много воздуха, то густому маслу сложно циркулировать, поэтому ГУР начинает гудеть. Способов попадания воздуха в систему много: например, разгерметизация шлангов.
Все эти поломки можно назвать частными случаями, так как каждой марке машины характерны свои поломки. Это обусловлено конструкциями автомобилей, а также условиями эксплуатации или рельефом местности. Поэтому при любых посторонних звуках рекомендуется обратиться в качественный автосервис.
Профилактика работы ГУРа
Гидроусилитель служит в среднем около 200 000 км при соблюдении регламента регулярного технического обслуживания. Помимо информации, которая есть в технической документации автомобиля, можно дать еще несколько советов, помогающих водителю продлить срок службы машины:
- Регулярно проверяйте уровень рабочей жидкости в бачке. Если жидкости нет совсем, скорее всего где-то в системе утечка. Нужно внимательно осмотреть подмашинное пространство на наличие подтеков и при их наличии обратиться в сервисный центр. Лучше всего проверять уровень жидкости до начала поездки, когда масло ещё холодное, так как при частом маневрировании оно нагревается и показывает недействительное значение уровня.
- Проверяйте натяжение приводного ремня. Производители рекомендуют проверять натяжку ремня каждые 15 000 км. Делается это просто: при холодном двигателе, прожав двумя пальцами центр самого длинного участка между шкивами. Ремень должен прожаться не более чем на 0,8–1 см. Если отклонение сильнее, следует обратиться в автосервис.
- Не стоит выворачивать колеса до упора, особенно на длительное время. Жидкость начинает давить на поршень ещё больше, что вызывает более серьёзное повышение давления во всей системе, соответственно, и более серьезные проблемы с ГУРом.
Также не стоит пренебрегать и качеством жидкости, которая курсирует по гидроусилителю. Нужный тип указан в руководстве или на расширительном бачке.
Заключение
Гидроусилитель руля — механизм, который облегчает водителю поворот колёс, особенно в сложных условиях: на месте, на низкой скорости или на неровной дороге. Этот механизм достаточно надежен, но при большом пробеге могут возникнуть проблемы: утечки, износ подшипников насоса, загрязнение фильтра и другие.
Кроме того, жидкость в гидроусилителе руля со временем теряет свои свойства, поэтому нужно её заменять в соответствии с рекомендациями производителя. Интервал замены должен быть указан в руководстве по эксплуатации.