Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Благодаря аккумулятору к генератору поступает ток, который раскручивает коленчатый вал двигателя и позволяет работать электронике в автомобиле. Главный враг аккумулятора — морозы. Бывает, что машина остается на ночь на улице, а с утра ее невозможно завести — аккумулятор разрядился на холоде.
Рассказываем, зачем нужен аккумулятор в машине, почему он разряжается и как правильно его зарядить.
Зачем нужен аккумулятор в машине
Практически во всех автомобилях с ДВС устанавливают свинцово-кислотные батареи. Состоят они из:
- пластикового корпуса;
- крышки;
- отрицательных и положительных пластин;
- перемычек, соединяющих отсеки;
- электролита;
- сепараторов;
- положительных и отрицательных выводов (клемм);
- заливной пробки.
В свинцово-кислотном аккумуляторе есть емкости, заполненные электролитом. В него погружены пластины — анод и катод. При прохождении электрического тока через пластины происходит химическая реакция, образующая новые соединения, благодаря чему батарея заряжается.
Когда к батарее подключается потребитель (например, стартер), происходит обратная химическая реакция. При этом АКБ становится источником электроэнергии. Срок службы батареи зависит от количества таких циклов заряда-разряда — в среднем он составляет 5–6 лет.
Причины разряда аккумулятора и как его проверить
Возможных причин, по которым может разряжаться батарея, много:
- естественный саморазряд;
- неисправность генератора;
- износ аккумулятора;
- утечка тока;
- холодная погода;
- редкое использование автомобиля;
- короткие поездки;
- проблемы с электрикой;
- неправильная эксплуатация.
Также вредить работе АКБ может низкий уровень электролита. Если на батарее есть вздутия, вмятины и трещины, то ее не стоит заряжать: лучше купить новую.
АКБ можно проверить без специальных приборов, запустив двигатель и включив ближний свет фар. При неисправном АКБ яркость фар будет уменьшаться и тускнеть.
Более надежный способ — проверка специальными приборами: мультиметром или нагрузочной вилкой.
- Мультиметр — электронное приспособление с двумя щупами. Нужно отключить АКБ от всех приборов, защемить черный щуп к минусу, красный — к плюсу, и измерить показатели. Если мультиметр показывает значения около 13 вольт — АКБ полностью заряжен и готов к работе. Если напряжение ниже 12 вольт — нужно задуматься о смене или зарядке АКБ.
- Проверку с помощью нагрузочной вилки лучше доверить профессионалам, так как эта операция требует определенных навыков. Для этого нужно зажать черным зажимом минусовую клемму, красным — плюсовую. Установить нагрузку от 100 до 200 ампер, равную нагрузке в режиме с крутящим стартером. Если показатели ниже 9, батарею нужно заряжать.
Уровень электролита проверяется специальной стеклянной трубкой с делениями. Сначала нужно опустить трубочку на дно АКБ через заливное отверстие. Затем сторону трубочки, которая осталась снаружи, зажать пальцем и вытащить. То, насколько трубочка заполнена, и будет считаться уровнем электролита. Нормальный уровень — в районе 10-12 мл.
Процедуру нужно проверить в каждой из емкостей. Плотность электролита проверяется ареометром. При хорошо заряженном аккумуляторе прибор будет показывать от 1,22 до 1,3 г на 1 см³.
Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор
Перед тем, как начать зарядку аккумулятора, стоит сразу обезопасить себя и своих близких, так как в АКБ залита серная кислота. При проходе электрического тока через электролит начинают выделяться токсичные для человека пары. Если отапливаемого гаража нет, нужно оставить аккумулятор в отдельной комнате и открыть окна. Перед зарядкой батарею нужно хорошо очистить от грязи, зачистить контактные клеммы от окислов. Заряжать АКБ нужно при комнатной температуре.
Заряжают аккумуляторы специальным зарядным устройством (ЗУ), которое состоит из трансформатора и выпрямителя. Устройство преобразует переменный ток из электрической сети в постоянный.
Есть два основных способа зарядки АКБ — в режимах постоянного значения тока или постоянного напряжения. В обоих случаях нужно изучить информацию о допустимом предельном токе и напряжении для аккумулятора и не превышать их. Инструкции есть в технической документации аккумулятора или на корпусе батареи.
У «обслуживаемых» АКБ нужно выкрутить пробки из банок, чтобы стравить избыточное давление образовывающихся паров. В современных батареях есть специальный клапан для стравливания лишнего давления.
Сам алгоритм зарядки прост. Для этого нужно:
- Определить полярность аккумулятора. Это можно сделать по знакам «+» и «-», нанесенным на корпус АКБ.
- Подключить зарядное устройства по полярности — красный провод к «+», черный к «-».
- Подключить зарядное устройство к сети.
По самому способу зарядки аккумуляторы отличаются. Перед тем, как подключить батарею к зарядке, стоит внимательно прочитать инструкцию к эксплуатации.
Зарядка постоянным током
Теперь рассмотрим приблизительные алгоритмы проведения зарядки АКБ. Заряжать аккумулятор постоянным током нужно так:
- Установить на ЗУ защитное значение напряжения на уровне максимально допустимого для АКБ.
- Отрегулировать силу тока на 8–10 А — чем меньше значение, тем дольше, но «безболезненнее» будет заряжаться батарея.
- Значение напряжения будет постепенно расти — его нужно контролировать на дисплее или шкале зарядного устройства.
- Когда значение напряжения станет равным предельно допустимому для АКБ, нужно уменьшить подаваемый ток вдвое. Если электролит начнет кипеть, ток следует уменьшить сразу.
- После уменьшения тока напряжение снизится, но через некоторое время снова начнёт расти. Продолжайте зарядку на этой силе тока, пока напряжение вновь не достигнет порогового значения.
- Аккумулятор близок к полному заряду, когда ток будет необходимо снизить до минимальных 0,25–0,5 А. В этом режиме батарею стоит оставить ещё на 1–2 часа, напряжение должно оставаться неизменным.
- АКБ заряжен, выключите ЗУ из розетки.
Среднее время зарядки — около 12 часов.
Зарядка постоянным напряжением
Заряжать АКБ постоянным напряжением нужно так:
- Выставить ограничение силы тока до 25А.
- Установить на зарядном устройстве значение подаваемого напряжения на уровень 14,8 В.
- Ток резко возрастет, затем значение начнёт быстро уменьшаться.
- Оставить АКБ в таком состоянии. Сила тока будет самостоятельно снижаться по мере накопления заряда батареей.
- Время, необходимое для восстановления заряда, зависит от ёмкости и процента разрядки — около 24 часов.
- Когда ток зарядки упадет до 0,25–0,5 А, зарядку можно считать оконченной.
Если в процессе зарядки электролит начнет закипать, нужно отключить зарядное устройство, дать АКБ остыть и после этого продолжить зарядку.
После завершения зарядки отключите устройство от сети и отсоедините провода от клемм — сначала плюсовой, затем минусовой. Если этого не сделать, это может привести к падению его уровня и осыпанию пластин.
Заключение
Автомобильный аккумулятор нужен для того, чтобы обеспечить питанием все электроприборы в автомобиле. Разряжаться АКБ может как естественным способом, так и под воздействием внешних факторов — холода, деформаций или из-за поломки генератора.
Проверяют аккумулятор специальными приборами — мультиметром и нагрузочной вилкой. Есть два основных способа зарядки — постоянным током и постоянным напряжением.