Как проверить датчик ABS – Устанавливаем неисправности


Датчик антиблокировочной системы (ABS) — это устройство, которое устанавливается на автомобиле для отслеживания вращения колес. Он измеряет скорость вращения каждого колеса и передает эту информацию в контрольный блок ABS. Данные, полученные от датчиков ABS, используются для регулировки тормозного давления на каждом колесе в режиме реального времени. Это позволяет предотвращать блокировку колес во время торможения, обеспечивая лучшее управление автомобилем при затрудненных условиях на дороге.

Что такое ABS и из чего он состоит

Антиблокировочная система (АБС) — это технология, предназначенная для предотвращения блокировки колес транспортного средства во время торможения. Основная задача АБС заключается в том, чтобы обеспечить водителю сохранение контроля над автомобилем даже при резком и интенсивном торможении.

АБС состоит из:

  • датчика скорости вращения колёс — фиксирует переход от качения колеса к скольжению и наоборот;
  • датчиков давления в гидравлической системе — следят за режимом торможения на каждом колесе и скоростью перемещения педали водителем и усилием нажатия на неё;
  • электронного блока управления(ЭБУ) — получает и обрабатывает информацию, отправляя ее к исполнительным механизмам;
  • модулятора с быстродействующими клапанами — при получении сигнала с ЭБУ регулирует давление в гидравлических контурах и управляет тормозным усилием на колёсах;
  • гидроаккумулятора — сглаживает пульсации давления в системе и повышает скорость отклика АБС;
  • насоса — поддерживает давление в системе при срабатывании АБС при продолжительном торможении.

Работает АБС следующим образом: ЭБУ постоянно мониторит скорость вращения колес и динамически регулирует давление в тормозной системе, предотвращая избыточную блокировку. Цикл изменения давления повторяется несколько десятков раз в секунду.

Современные технологии АБС нацелены на максимизацию сцепления каждой шины с дорогой в конкретный момент времени, стремясь поддерживать оптимальный коэффициент продольного скольжения в пределах 15–20%.

Типы и виды датчиков

Всего есть три типа датчиков:

  1. Пассивные. Состоят из индукционной катушки внутри которой находится магнит с металлическим сердечником. В процессе движения автомобиля металлические зубцы ротора преодолевают магнитное поле сердечника, вызывая его изменение и создавая переменный ток в обмотке. С увеличением скорости машины увеличиваются частота и амплитуда тока. Информация уходит в ЭБУ и дает команды магнитным клапанам.
  2. Магниторезонансные. Ротор такой катушки сделан из пластикового кольца с магнитными участками и крепко затянут на ступице. Принцип работы основан на изменении электрического сопротивления ферромагнитного материала под воздействием постоянного магнитного поля.
  3. Датчики Холла. Устройства на основе эффекта Холла, где на разных концах плоского проводника, размещенного в магнитном поле, образуется поперечная разность потенциалов.

Признаки

Признаками проблем с датчиком могут быть:

  1. Появление кода ошибки на бортовом компьютере. Этот код может указывать на конкретный датчик или другие компоненты, связанные с ABS.
  2. Отсутствие вибрации и звука при торможении. Нормально работающая система ABS создает характерную вибрацию и звук при активации в условиях резкого торможения. Если эти признаки отсутствуют, это может говорить о неисправности датчика или других компонентов системы.
  3. Блокировка колес при экстренном торможении. Система ABS предотвращает блокировку колес во время торможения. Если колеса блокируются даже при экстренном торможении, это может быть связано с неполадками в работе датчиков или других элементов системы ABS.
  4. Сигнал стояночного тормоза при его отключенном положении.

Если есть подозрения на проблемы с системой ABS, следует обратиться к специалисту по обслуживанию автомобилей для проведения диагностики и устранения неисправностей.

Причины

Неисправности датчика системы антиблокировки могут быть вызваны различными причинами. Наиболее распространенные:

  1. Загрязнение или повреждение датчика — грязь, пыль, влага или повреждения могут мешать нормальной работе устройства ABS. Это может произойти из-за неправильной установки или естественного износа.
  2. Обрыв проводки — провода, соединяющие датчик ABS с электронным блоком управления (ECU) или другими компонентами, могут быть повреждены или оборваны. Это может быть вызвано физическим воздействием, коррозией или старением.
  3. Проблемы с колесами или тормозной системой — неисправности могут быть связаны с самими колесами: подшипником ступицы, люфтом ротора на датчике и т.п. В таких случаях система не включается.
  4. Коррозия и окисление — электрические контакты могут подвергаться коррозии или окислению, что приводит к неправильной передаче сигналов.

Еще одно слабое место — датчик на колесе, расположенный рядом с вращающейся ступицей и полуосью. Если на него попадает грязь или возникает люфт в подшипнике ступицы, это может привести к полной блокировке антиблокировочной системы.

Три способа диагностики

Визуально поломку датчика не определить. Для полной проверки системы заводом- изготовителем предусмотрен разъем, после подключения к которому адаптер выдает коды ошибок и сигнализирует о поломке конкретного узла или элемента системы.

Первый способ

Провести диагностику своими руками можно даже в гаражных условиях. Для этого понадобятся инструменты — паяльник, тестер, термоусадка и ремонтные разъемы.

Проверка проводится следующим образом:

  • нужно поднять на домкрате колесо;
  • демонтировать блок управления и выводы контроллера;
  • подключить ремонтные разъемы к датчикам;
  • провести замер сопротивления мультиметром.

У исправного датчика АБС сопротивление должно быть 1 кОм. При вращении колеса показания должны изменяться, если этого не происходит — датчик неисправен.

Второй способ

На СТО используют другой прибор для проверки — осциллограф. Это измерительный прибор, который используется для визуализации и измерения изменяющихся электрических сигналов. Он отображает график напряжения в зависимости от времени на экране, что позволяет анализировать форму, частоту, амплитуду и другие характеристики сигналов.

Третий способ

Третий способ основан на притяжении магнитного поля. Если приложить любой железный предмет к корпусу датчика, то при включенном зажигании его должно притянуть — это означает, что устройство исправлено.

Как установить новый датчик

Установить новый датчик ABS нетрудно. Понадобятся инструменты для демонтажа старого устройства: молоток, гаечные ключи, домкрат, перчатки и сухая ветошь.

Как заменить датчик:

  • нужно поставить машину на ручной тормоз;
  • снять клеммы аккумулятора;
  • отсоединить все разъемы (местоположение зависит от модели автомобиля — из салона или под капотом);
  • поддомкратить и снять само колесо;
  • выкрутить крепеж датчика;
  • очистить ветошью область вокруг устройства;
  • снять крепежи провода датчика на арке и в салоне;
  • снять старый датчик вместе с проводами;
  • установить новый.

Практика показывает, что демонтаж переднего датчика проще, чем заднего. Часть проводки заднего датчика может быть скрыта за задним сиденьем, под слоем шумовиброизоляции салона. Во время работ нужно проверить состояние ступицы, ступичного подшипника, а также магнитного или зубчатого кольца. Если обнаружены дефекты, замените соответствующие детали.

Заключение

Датчик антиблокировочной системы — это устройство, которое устанавливается на колеса автомобиля и предназначено для отслеживания скорости вращения колес. Всего есть три типа — пассивные, магниторезонансные и на основе эффекта Холла. При проверке нормальное сопротивление должно быть от 0.5 до 2 кОм.

Вернуться к списку новостей