Какое давление в системе охлаждения автомобиля?
Главная задача внутреннего давления в системе охлаждения(СО) — повышение температуры кипения охлаждающей жидкости. В СО автомобилей используется антифриз, который обладает более низкой температурой кипения, чем вода. При повышении давления температура кипения антифриза также повышается, что предотвращает перегрев двигателя и закипание охлаждающей жидкости.
Нормальные параметры
На вопрос: «Сколько же бар должно быть в системе?» однозначно ответить нельзя. В среднем, давление в СО автомобиля должно держаться от 1,2 до 2 бар.
Точные значения зависят от:
- марки и модели автомобиля;
- условий его эксплуатации;
- уровня и состояния охлаждающей жидкости;
- состояния и возраста мотора.
Значение напряжения антифриза в системе можно узнать из руководства пользователя или технической документации.
Неправильное напряжение внутри СО может привести к перегреву двигателя, утечке охлаждающей жидкости и другим проблемам. Поэтому для нормализации параметров напряжения на крышках радиатора и расширительного бачка установлены по два клапана: впускной и выпускной. Сделаны они для того, чтобы разрядить напряженность внутри системы.
Причины отсутствия давления
Если нет давления в системе охлаждения автомобиля, нужно найти причину этого явления:
- Утечка охлаждающей жидкости. Если в системе мало или совсем отсутствует антифриз — давление будет уменьшаться. Утечки могут происходить из радиатора, шлангов, помпы или прокладки головки блока цилиндров.
- Неисправная крышка расширительного бачка. Если крышка расширительного бачка не закрывается — например, не попала по резьбе или повреждена, то это приведет к потере давления. Крышка должна плотно закрыться, чтобы поддержать необходимое напряжение в системе.
- Засорение СО. Загрязненный отложениями антифриз препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости и созданию давления.
- Неисправность насоса охлаждающей жидкости. Из-за сильного износа или сломанной крыльчатки водяного насоса система не будет циркулировать должным образом, что приведет к потере давления.
- Проблемы с термостатом. Обратная ситуация насосу. Неисправный термостат приведет к накоплению давления в одной части системы и его отсутствию — в другой.
- Воздушные пробки. Воздушные пробки в СО активизируют циркуляцию охлаждающей жидкости и создание давления.
- Неисправности датчиков и электроники. Иногда проблема может быть связана с неисправностью датчиков или системы управления двигателем, которая неправильно интерпретирует возникновение давления.
Причину потери давления нужно устранить как можно быстрее, так как это может привести к капитальному ремонту двигателя.
Способы проверки
Есть два способа проверить давление внутри СО:
- Обратиться в автосервис. На диагностическом стенде специалисты проведут полную проверку системы охлаждения и при необходимости устранят причины поломки. Цена такой операции варьируется от 450 до 2000 рублей.
- Самостоятельная проверка СО с помощью манометра. Стоимость такого прибора —200-300 рублей на популярных маркетплейсах. Проверку можно провести так: вместо клапанной крышки на бачке или радиаторе подсоединяем манометр, прогреваем авто до рабочей температуры — 90°C и сверяем показания на манометре с техническими рекомендациями к автомобилю.
Некоторые причины потери давления можно определить визуально. Например, треснувшая пробка или расслоившиеся шланги будут точно указывать на отсутствие напряженности в системе.
Как выгнать лишнее давление
Выгнать лишнее давление можно только одним способом, о котором мы уже писали выше. Стравить давление в системе можно через клапанную крышку на расширительном бачке. Это происходит автоматически. А если клапаны не срабатывают — крышку нужно заменить. Иначе давление начнет выдавливать шланги со штуцеров, весь антифриз вытечет, и если сразу не заметить — мотор придется «капиталить».
Что делать, если давления в системе мало
Увеличение давления в системе охлаждения зависит от причины его спада:
- Если дело в уровне охлаждающей жидкости — внимательно осмотрите подкапотное пространство на наличие утечек. Все расслоившиеся шланги нужно заменить, а новые — крепко затянуть.
- Если дело в термостате или насосе — детали нужно заменить. Проверить термостат можно, сняв его и поместив в кипящую воду. Исправный механизм должен открывать и закрывать клапан. Если сломался насос, то он издает щелкающие или скрежещущие звуки при работе авто.
- Если проблема в радиаторе, то его можно на какое-то время запаять, но надежной конструкцией это назвать сложно. Поэтому тоже — замена.
При проведении ТО раз в год проблем с давлением в системе возникнуть не должно. Нельзя забывать менять антифриз, а также расходные комплектующие системы: патрубки, клапанные крышки и так далее. И если все вышеперечисленные элементы системы функционируют должным образом — в системе не будет проблем с напряжением.
Заключение
Задача давления в системе охлаждения — повышение температуры кипения охлаждающей жидкости. Если его не будет, автомобиль начнет перегреваться, что приведет к капитальному ремонту мотора. Нормальное давление для легкового авто должно держаться в районе 1.2-2 бар. А его отсутствие может быть из-за неисправного насоса, термостата, клапанной пробки расширительного бачка или радиатора.