Какая резина лучше для зимы: шипованная или липучка
С 1 сентября 2023 года вступил в силу закон, который обязывает владельцев авто ездить зимой — в декабре, январе и феврале — на зимней резине, а летом — в июне, июле и августе — на летней. В случае нарушения этого правила водителю грозит штраф 500 рублей. Но смена резины с летней на зимнюю нужна прежде всего для безопасного передвижения по скользким дорогам.
Рассказываем о том, какая бывает зимняя резина, разберем все плюсы и минусы липучек и шипованных шин и как правильно их подобрать на зимний сезон.
Виды и типы зимней резины
Все зимние покрышки делятся на два вида:
- Шипованная резина — в ее основе металлические шипы, которые улучшают сцепление на льду и плотно укатанном снегу. Однако такие шины могут быть шумными и в некоторых странах запрещены (например, в Европе). Также шипованная резина менее эффективна на асфальте и может повреждать дорожное покрытие.
- Фрикционная резина или липучка — такие шины без шипов, их протектор имеет особый рисунок и глубокие ламели (прорези), что позволяет цепляться за снег и лед благодаря эффекту «прилипания» к дороге. Такие шины более тихие и комфортные в использовании, чем шипованные, а также лучше подходят для городских условий, где дороги часто очищаются от снега.
По типам фрикционная резина делится по климатическим зонам. Европейские шины хорошо подойдут для использования на юге России, например в Сочи, Краснодарском крае. Скандинавские и шипованные чаще используют в центральных регионах и северных районах страны.
Шипованная резина
Шипованная резина — это тип зимних шин, в протектор которых вставлены или вклеены металлические шипы, выступающие на 1,5 мм.
Шипованную резину делят на четыре подвида по материалу, из которого выполнены шипы:
- стальные;
- алюминиевые;
- пластиковые;
- двухсплавные.
Также шиповки можно разделить по форме шипа. Они могут быть круглыми, овальными,
четырехгранными, бриллиантовыми, семигранными, трапециевидными. Форма, как правило, соответствует фирме–производителю. Так, например, семигранные обычно производит компания Pirelli, а ромбовидно–шестигранные — Nokian.
Как работают покрышки с шипами
Принцип работы шипованных покрышек — «вгрызание» шипов в лед. Это обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. Такая резина эффективна в рыхлом снегу, но быстро изнашивается по твердой трассе, увеличивает тормозной путь и достаточно шумная. Для устранения этих недостатков инженеры уже придумали «умные» шипы, которые утапливаются в протектор при езде по асфальту, и экспериментируют с формой шипов, их количеством и расположением.
Преимущества и недостатки шин с шипами
Шины с шипами отличаются хорошим сцеплением и устойчивостью:
- при гололеде или на укатанной снежной трассе;
- на грунтовых дорогах и бездорожье;
- в оттепель и на мокром льду.
Недостатки:
- нужно обкатывать каждые 300–500 км в спокойном режиме;
- вылетающие шипы, которые делают резину неэффективной даже при хорошем состоянии протектора;
- сильный шум;
- большой расход топлива.
Также к недостаткам можно отнести запрет на использование в некоторых европейских и азиатских странах, например в Болгарии, Германии, Японии.
Фрикционная резина (липучка)
Фрикционная зимняя резина делится на два типа в зависимости от климатических зон:
- Европейские — рассчитаны на теплую зиму с небольшим количеством снега и легкими морозами. Шины такого типа эффективны на твердом покрытии и хорошо отводят воду с ламелей. На заснеженной трассе машина на них будет скользить.
- Скандинавские — рассчитаны на езду при температуре ниже нуля, по заснеженным и заледенелым трассам. Сцепление с дорогой у таких шин значительно лучше, чем у европейских, за счет эластичности протектора, который прилипает к скользкому покрытию.
Такой вид шин хорошо подходит для населенных пунктов, где дороги регулярно чистят и посыпают разными химикатами: Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.
Принцип работы липучки
Принцип работы шин-липучек основан на «прилипании» колеса к дороге за счет особого состава резины и сложного рисунка протектора. Их изготавливают из специальной мягкой резиновой смеси, которая сохраняет эластичность даже при очень низких температурах. Эта мягкость обеспечивает большее пятно контакта с поверхностью дороги и увеличивает трение и сцепление.
На протекторе фрикционной шины больше ламелей (прорезей), чем на шиповке. Когда колесо катится по снежной или ледяной поверхности, эти ламели раскрываются, обеспечивая дополнительное сцепление. Кроме того, между блоками протектора остаются зазоры, через которые может выходить вода, снег и грязь, предотвращая скольжение.
Современные модели липучек имеют микропористую структуру, которая впитывает тонкий слой влаги с поверхности дороги, создавая своего рода «сухое пятно». Это дополнительно улучшает сцепление с дорогой, особенно на мокрой или покрытой льдом поверхности.
Плюсы и минусы шин-липучек
К плюсам таких шин можно отнести:
- Хорошую управляемость в разных погодных условиях: на сухом асфальте, мокрой дороге, в слякоть, снежной каше и на рыхлом снегу;
- низкий уровень шума;
- возможность работать при экстремально низких условиях.
Из минусов:
- плохое сцепление на укатанном снегу;
- быстрый износ по сухой трассе.
Сравнение липучки и шин с шипами
Сравнить две резины можно по отзывам владельцев. В основном водители не видят большой разницы между шиповкой и липучкой, но все же отличия есть.
На смеси из песка, снега и реагентов лучше себя проявляют шины-липучки. На такой резине автомобиль лучше разгоняется, показывает хорошую курсовую устойчивость и более короткий тормозной путь. Автомобиль на шипах будет хуже тормозить и чаще буксовать, а когда протектор забьется, будет хуже держать курс.
В холодную погоду на укатанном снеге и в гололедицу шипованная резина будет эффективнее за счет жесткости материала шины и шипов. Они врезаются в лед, и автомобиль сохраняет сцепление с дорогой. Шины-липучки в таких условиях начинают скользить или буксовать, поскольку мягкая резина не может зацепиться за такое покрытие.
На мокрой и сухой трассе шины–липучки оцениваются лучше, чем шипованные. В дождь ламели лучше отводят воду от пятна контакта. А в ясную погоду шины более тихие и устойчивые за счет мягкой резины.
Рекомендации по выбору зимней резины
Параметров, по которым нужно выбирать шины много: вид, тип, размер, химический состав резины, конструкция каркаса и так далее. С видом можно определиться самостоятельно, размер написан на старой шине или в техническом паспорте автомобиля. Остальные параметры можно выбрать на основании результатов тестов, проводимых независимыми экспертами и крупными изданиями. И опираться стоит на самые свежие исследования.
Также можно положиться на известность бренда. Goodyear, Continental, Michelin, Pirelli, Brigdestone, Dunlop, Yokohama, Nokian уже десятки лет успешно производят шины. В шинах известных производителей обычно сосредоточены все последние разработки и технологические компании. У дочерних компаний крупных фирм — BF Goodrich, Matador, Gislaved, Nordman, Cooper, Uniroyal — шины тоже сравнимы по качеству с брендовыми, но уступают по новизне технологий. Например, устарел рисунок или при производстве использовали более дешевую резиновую смесь.
С 2022 года резко вырос спрос на китайские шины, но по отзывам в интернете, по качеству они пока уступают крупным брендам.
Заключение
Зимняя резина бывает двух видов: шипованная и фрикционная. У каждой есть свои преимущества и недостатки. В гололед безопаснее ездить на шипованной резине, а на рыхлом снегу или на влажной трассе — на фрикционных шинах.