Что такое объем двигателя, на что он влияет и какой лучше выбрать
Объем — это важный конструктивный параметр двигателя внутреннего сгорания, который выражается в кубических сантиметрах или литрах. Он определяется как сумма рабочих объемов всех цилиндров ДВС.
Рассказываем, как измеряется объем двигателя, как разделяются автомобили по литражу и какой объем лучше всего выбрать.
Что такое объем двигателя и в чем он измеряется
Кратко расскажем, как работает ДВС, чтобы понимать, откуда берется понятие объема. В цилиндры двигателя поступает топливовоздушная смесь, которая затем воспламеняется, а расширяющиеся газы приводят в движение поршни — вверх-вниз. Рабочий объем двигателя — это расстояние между верхней и нижней мертвыми точками цилиндра. Поэтому рассчитать его можно с помощью технической документации: диаметр цилиндра нужно умножить на расстояние хода поршня, а полученное значение нужно умножить на количество цилиндров в автомобиле.
Есть другое понятие — полный объем цилиндра. Это сумма рабочего объёма ДВС и объёма камеры сгорания — полости, которая остаётся в цилиндре, когда поршень поднимается в ВМТ.
Таким образом, чем больше объем двигателя, тем больше топливовоздушной смеси окажется в цилиндрах, а значит, тем сильнее будет внутренний взрыв в камере сгорания. Другими словами, чем больше рабочий объём, тем больше мощность самого автомобиля.
Какие бывают объемы двигателя
Строгой классификации нет, но в России принято делить моторы на микролитражные, малолитражные, среднелитражные и крупнолитражные. Измеряется объем в кубических сантиметрах (см³).
Микролитражные
Микролитражные — это ДВС объемом до 1,1 литра. Они обычно устанавливаются на небольшие городские автомобили, ппредназначенные для езды по городу и коротких поездок. Например, на Daewoo Matiz, Tata Nano или «Оку».
К плюсам микролитражных моторов можно отнести их малый вес, компактность, небольшую цену производства и эксплуатации. Минусы: малая мощность, высокая шумность, низкая надёжность и долговечность.
Малолитражные
Малолитражные — это ДВС от 1,2 до 1,7 литра. Они используются в большинстве компактных и средних машин, например, Ford Focus или Hyundai Solaris.
К плюсам можно отнести:
- маленький расход топлива;
- дешёвое ТО;
- небольшой транспортный налог;
- маленький выброс углекислого газа в атмосферу;
- приемлемая цена на вторичном рынке;
- лучшая тяга на низких оборотах, чем в «микролитражках»;
- возможность установки ГБО без потери динамики и увеличения расхода топлива.
Минусы и недостатки:
- слабая динамика автомобиля;
- маленький ресурс;
- плохая звукоизоляция в салоне;
- отсутствие запаса мощности при обгонах.
Но нужно отметить, что все недостатки — это больше частный случай, например, для Solaris с двигателем 1,4 л.
К малолитражным можно отнести и моторы, которые развивают мощность за счет принудительного наддува воздуха — турбины или механического нагнетателя. Так, мощность 1,4-литрового мотора с турбонаддувом может легко превосходить отдачу атмосферных моторов рабочим объёмом 1.6–1.8 литра.
Среднелитражные
Среднелитражные — это ДВС от 1,8 до 3,5 литров. Такие моторы в основном ставят на семейные машины, внедорожники и некоторые спортивные модели, например, Kia Sportage или Volkswagen Tiguan.
Преимущества:
- большая мощность — автомобили с большим объемом имеют большую мощность и крутящий момент, что позволяет им быстрее разгоняться, преодолевать подъемы;
- улучшенная производительность — авто с моторами более 2,0 л могут перевозить более тяжелые грузы, чем малололитражные;
- меньше проблем с перегревом — за счет большого объема камер сгорания к рубашке двигателя поступает больше охлаждающей жидкости, что позволяет быстрее охладить мотор;
- выше срок работы — по статистике, большие двигатели часто имеют более прочную конструкцию и служат дольше, чем малолитражные ДВС.
Недостатки:
- больший расход топлива;
- высокая стоимость;
- больший вес;
- проблемы с парковкой для крупногабаритных авто.
Крупнолитражные
К крупнолитражным относятся все ДВС более 3,6 литров. Они используются в больших внедорожниках, спортивных автомобилях и некоторых моделях представительского класса, например: Rolls-Royce Phantom, Bugatti Chiron. Плюсы и минусы таких моторов сильно зависят от того, в каком авто он стоит.
Дизельные двигатели могут иметь больший объем из-за особенностей их конструкции и работы. Например, Fiat Blitzen, выпущенный в 1911 году имел объем рабочей камеры более 28 литров и мощностью 300 лошадиных сил.
Автомобиль с каким объемом двигателя лучше выбрать
В первую очередь при выборе автомобиля нужно учитывать несколько факторов:
- Где будет использоваться авто. Для городских поездок подойдут ДВС малой или средней мощности, которые обеспечат экономичность и легкость управления. А для семейных путешествий по трассе подходят более вместительные машины или кроссоверы с мотором от 1,8 л.
- Финансовые возможности и предпочтения владельца. Если покупатель ограничен в средствах и хочет более экономичный в обслуживании автомобиль, то выбирать нужно среди моторов малого или среднего объема. Они дешевле и при покупке, и в обслуживании. Более мощные моторы подарят владельцу больше эмоций и впечатлений несмотря на возможные недостатки.
- Особенности эксплуатации машины. Если автомобиль планируют использовать в регионе с хорошими дорогами и благоприятным климатом, то можно выбирать любой двигатель. Если условия предполагают частые поездки по плохим дорогам и в сложном климате, то лучше смотреть на более мощные авто: они более устойчивы к колебаниям температуры, загрязнению, нагрузкам.
Выводы
Объем — пространство между верхней и нижней «мертвой» точкой цилиндра, в котором сгорает топливовоздушная смесь. По объему двигатели делятся на:
- микролитражные;
- малолитражные;
- среднелитражные;
- крупнолитражные.