Почему перегорают лампочки в фарах автомобилей
Уже больше десяти лет действует правило, обязывающее водителей передвигаться на автомобилях, включив ближний свет или дневные ходовые огни даже в светлое время суток. Постоянная эксплуатация автомобильных осветительных приборов приводит к их быстрому выходу из строя. Но дело не только в ПДД. Разбираемся, почему часто перегорают лампы в автомобилях.
Чего боятся лампочки
-
Ошибки при выборе и монтаже лампочек тоже могут привести к их частому выходу из строя. Например, «галогенки» не любят грязные руки, их нужно менять в перчатках, чтобы не оставлять жирных следов. А при выборе ламп стоит отдать предпочтение продукции с увеличенной яркостью, а не мощностью. Это сделает машину более заметной на дороге в светлое время суток, а также улучшит обзор в темноте. 100-ватные элементы будут сгорать чаще, чем расходники с меньшей мощностью. Ориентируйтесь на рекомендации производителя.
-
Если нарушена герметичность фар, то внутрь может попадать влага, которая сократит срок службы светоэлементов. Почему это происходит? Причиной могут быть трещинки на стекле, изношенные и плохо прилегающие к корпусу уплотнители. Проблему легко обнаружить: если нет герметичности, то стекло осветительных приборов будет регулярно запотевать. Случайно попавшие внутрь пыль, мусор, осевшие на лампах, тоже являются врагами осветительных приборов. Из-за них элементы сильно греются и часто сгорают.
-
Старая аккумуляторная батарея быстро разряжается, а для ее подзарядки нужны большие токи, из-за чего в бортовой сети может возникать перенапряжение и будут страдать не только осветительные приборы, но и другие системы. Такую неисправность поможет диагностировать опытный автоэлектрик.
-
Высокое напряжение в бортовой сети может возникнуть не только из-за старого аккумулятора. Если реле-регулятор выдаёт 15-16 В, то лампочки перегорать будут постоянно. Оптимальное для них напряжение — 13,2 В, но не более 14,6 В. При более высоком напряжении фары, конечно, будут светить ярче. Например, при напряжении в 14 В яркость вырастет приблизительно на 20%, а вот срок службы сократится вдвое.
-
Несвоевременная замена вышедших из строя осветительных приборов машины. В рабочем состоянии световые элементы являются потребителями, а если они выключились из цепи (при перегорании), то напряжение в бортовой сети вырастет, а это плохо для оставшихся работающих элементов, ведь нагрузка на них увеличится.
-
Механические проблемы с проводкой — еще одна причина постоянного выхода из строя электро- и осветительных приборов машины. Кажется, что окислы повышают сопротивление, а значит, снижают напряжение и теоретически должны увеличить время работы лампочек. В жизни так не работает. Рост сопротивления приводит к дополнительному нагреву контактов и проводки, а это сокращает ресурс элементов. Кроме того, плохой контакт может быть нестабильным: он то появляется, то частично пропадает. В этом случае лампа постоянно работает в переходных режимах, а это уже катастрофа для долговечности нити. Так что любая «зелень» на разъёмах или оплавленные контакты — однозначно плохо, и с этим надо бороться.
-
Запуск двигателя автомобиля с включенными фарами ближнего света тоже может стать причиной частой замены элементов. К скачкам напряжения приводят невыключенный кондиционер или другие системы. Напряжение в первые секунды стабильным не бывает, а его рост всего на 5% снижает ресурс лампочек в среднем на 40-45%.
-
Еще одна механическая проблема, которая может привести к необходимости постоянно менять автомобильное освещение, — плохие крепления фар. Их задача не допускать вибраций, чтобы лампочки не трясло, поскольку размещенные в них нити не любят тряску. По этой же причине не стоит сильно хлопать крышкой капота и ездить на больших скоростях по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Жесткая подвеска тоже не способствует увеличению срока службы осветительных приборов машины.
Какие лампы перегорают чаще?
Бывает и так, что проблему нужно искать не в производителе или в качестве продукции, а в особенностях работы электроники автомобиля. Лампы ближнего света, расположенные от водителя слева, как правило, перегорают чаще, чем правые. Это связано с тем, что провода, идущие от блока коммутации к фарам, имеют разную длину, и, соответственно, разное сопротивление. Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления. То есть если на левую фару идет провод длиною в два раза меньше, чем на правую, а это фактически так, то пусковой ток на нее будет идти в два раза больше, что приведет к ее выходу из строя.
Как продлить срок эксплуатации осветительных приборов?
-
Меняйте отслужившие элементы как можно скорее. С каждым неисправным источником света напряжение в бортовой сети повышается на 0.05 – 0.1 вольт. Это серьёзная нагрузка на электрику. При замене элементов работайте в перчатках. Плотно закрывайте крышку фар. Следите за их герметичностью, при необходимости замените уплотнитель.
-
Вовремя покупайте новый аккумулятор. Следите за напряжением бортовой сети и исправностью проводки. Удаляйте появившиеся окислы.
-
Заводите автомобиль с выключенными световыми приборами.
-
Выбирайте оригинальные расходные материалы, где характеристики точно соответствуют заявленным.
-
Устраните возможные проблемы с креплениями световых приборов и в ходовой части машины, чтобы убрать нежелательные вибрации.
-
Осматривайте расходники при покупке. Изделие может быть бракованным: если колба наклонена, то спираль смещается с оси, что негативно сказывается на работоспособности.