Почему перегорают лампочки в фарах автомобилей


Уже больше десяти лет действует правило, обязывающее водителей передвигаться на автомобилях, включив ближний свет или дневные ходовые огни даже в светлое время суток. Постоянная эксплуатация автомобильных осветительных приборов приводит к их быстрому выходу из строя. Но дело не только в ПДД. Разбираемся, почему часто перегорают лампы в автомобилях.

Чего боятся лампочки

  1. Ошибки при выборе и монтаже лампочек тоже могут привести к их частому выходу из строя. Например, «галогенки» не любят грязные руки, их нужно менять в перчатках, чтобы не оставлять жирных следов. А при выборе ламп стоит отдать предпочтение продукции с увеличенной яркостью, а не мощностью. Это сделает машину более заметной на дороге в светлое время суток, а также улучшит обзор в темноте. 100-ватные элементы будут сгорать чаще, чем расходники с меньшей мощностью. Ориентируйтесь на рекомендации производителя.

  2. Если нарушена герметичность фар, то внутрь может попадать влага, которая сократит срок службы светоэлементов. Почему это происходит? Причиной могут быть трещинки на стекле, изношенные и плохо прилегающие к корпусу уплотнители. Проблему легко обнаружить: если нет герметичности, то стекло осветительных приборов будет регулярно запотевать. Случайно попавшие внутрь пыль, мусор, осевшие на лампах, тоже являются врагами осветительных приборов. Из-за них элементы сильно греются и часто сгорают.

  3. Старая аккумуляторная батарея быстро разряжается, а для ее подзарядки нужны большие токи, из-за чего в бортовой сети может возникать перенапряжение и будут страдать не только осветительные приборы, но и другие системы. Такую неисправность поможет диагностировать опытный автоэлектрик.

  4. Высокое напряжение в бортовой сети может возникнуть не только из-за старого аккумулятора. Если реле-регулятор выдаёт 15-16 В, то лампочки перегорать будут постоянно. Оптимальное для них напряжение — 13,2 В, но не более 14,6 В. При более высоком напряжении фары, конечно, будут светить ярче. Например, при напряжении в 14 В яркость вырастет приблизительно на 20%, а вот срок службы сократится вдвое.

  5. Несвоевременная замена вышедших из строя осветительных приборов машины. В рабочем состоянии световые элементы являются потребителями, а если они выключились из цепи (при перегорании), то напряжение в бортовой сети вырастет, а это плохо для оставшихся работающих элементов, ведь нагрузка на них увеличится.

  6. Механические проблемы с проводкой — еще одна причина постоянного выхода из строя электро- и осветительных приборов машины. Кажется, что окислы повышают сопротивление, а значит, снижают напряжение и теоретически должны увеличить время работы лампочек. В жизни так не работает. Рост сопротивления приводит к дополнительному нагреву контактов и проводки, а это сокращает ресурс элементов. Кроме того, плохой контакт может быть нестабильным: он то появляется, то частично пропадает. В этом случае лампа постоянно работает в переходных режимах, а это уже катастрофа для долговечности нити. Так что любая «зелень» на разъёмах или оплавленные контакты — однозначно плохо, и с этим надо бороться.

  7. Запуск двигателя автомобиля с включенными фарами ближнего света тоже может стать причиной частой замены элементов. К скачкам напряжения приводят невыключенный кондиционер или другие системы. Напряжение в первые секунды стабильным не бывает, а его рост всего на 5% снижает ресурс лампочек в среднем на 40-45%.

  8. Еще одна механическая проблема, которая может привести к необходимости постоянно менять автомобильное освещение, — плохие крепления фар. Их задача не допускать вибраций, чтобы лампочки не трясло, поскольку размещенные в них нити не любят тряску. По этой же причине не стоит сильно хлопать крышкой капота и ездить на больших скоростях по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Жесткая подвеска тоже не способствует увеличению срока службы осветительных приборов машины.

Какие лампы перегорают чаще?

Бывает и так, что проблему нужно искать не в производителе или в качестве продукции, а в особенностях работы электроники автомобиля. Лампы ближнего света, расположенные от водителя слева, как правило, перегорают чаще, чем правые. Это связано с тем, что провода, идущие от блока коммутации к фарам, имеют разную длину, и, соответственно, разное сопротивление. Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления. То есть если на левую фару идет провод длиною в два раза меньше, чем на правую, а это фактически так, то пусковой ток на нее будет идти в два раза больше, что приведет к ее выходу из строя.

Как продлить срок эксплуатации осветительных приборов?

  • Меняйте отслужившие элементы как можно скорее. С каждым неисправным источником света напряжение в бортовой сети повышается на 0.05 – 0.1 вольт. Это серьёзная нагрузка на электрику. При замене элементов работайте в перчатках. Плотно закрывайте крышку фар. Следите за их герметичностью, при необходимости замените уплотнитель.

  • Вовремя покупайте новый аккумулятор. Следите за напряжением бортовой сети и исправностью проводки. Удаляйте появившиеся окислы.

  • Заводите автомобиль с выключенными световыми приборами.

  • Выбирайте оригинальные расходные материалы, где характеристики точно соответствуют заявленным.

  • Устраните возможные проблемы с креплениями световых приборов и в ходовой части машины, чтобы убрать нежелательные вибрации.

  • Осматривайте расходники при покупке. Изделие может быть бракованным: если колба наклонена, то спираль смещается с оси, что негативно сказывается на работоспособности.

Вернуться к списку новостей