Что такое форсунки в двигателе и как понять, что они работают неправильно
Топливная форсунка (или инжектор) — это элемент системы впрыска автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания. Эта деталь распыляет горючее, чтобы оно равномерно смешивалось с воздухом и эффективно сгорало. Бывают различные виды инжекторов, но принцип работы у всех примерно одинаковый. Находятся форсунки на головке цилиндроблока. Их количество зависит от общего числа цилиндров, так как для каждого требуется по одной. Чаще всего в легковых автомобилях их четыре.
Как работает инжектор
Форсунки, которые производят для дизельных моторов, отличаются от деталей для бензиновых силовых агрегатов. Причина в разных механизмах сжигания горючего в каждом из них, поскольку уровень давления у бензиновых двигателей намного ниже, чем у дизельных.
Впрыскивающие детали топливной системы бывают:
- механическими;
- электромагнитными;
- электрогидравлическими;
- пьезоэлектрическими.
Простые варианты инжектора похожи на насос, который под действием высокого давления распыляет горючее. На современных автомобилях устанавливаются детали с электронным блоком управления впрыска. Он определяет правильное время для запуска и объем топлива для распыления. Он указывает запорному клапану, когда открываться, после чего прыскает горючее в камеру сгорания.
Основные характеристики:
- давление начала впрыска;
- динамический диапазон работы и минимальная цикловая подача топлива;
- время открытия и закрытия;
- угол конуса распыления и дальнобойность факела горючего;
- величина распыляемых частиц и распределения горючего в факеле.
Признаки неисправности топливной системы
Есть несколько симптомов, по которым можно узнать о неработающей должным образом системе впрыска:
- мотор плохо заводится, глохнет на холостом ходу;
- плавающие или нестабильные холостые обороты тоже являются признаком неисправности;
- из выхлопной системы идет черный дым;
- у автомобиля плохая динамичность;
- еще один симптом — увеличившийся расход бензина.
Причины неисправности
Причиной неправильной работы чаще всего является образование налета на внутренней поверхности форсунки. Она начинает плохо распылять бензин или дизтопливо. Бывают случаи, когда горючее просто течет струей, почти не смешиваясь с воздухом. Сгорая, неоднородная воздушно-топливная смесь не дает должного количества энергии, поскольку основная часть просто вылетает в выхлопную трубу. Это влияет на работу мотора, который становится менее динамичным. Из-за чего водителю приходится сильнее нажимать педаль газа, что приводит к перерасходу топлива, а динамика транспорта продолжает падать.
Почему еще топливная система может работать некорректно?
- Владелец льет некачественный бензин или дизтопливо.
- Внутри детали появились признаки коррозии.
- Деталь давно не меняли, произошел ее естественный износ.
- Топливный фильтр вышел из строя и пропускает топливо неочищенным.
- Допущены ошибки при монтаже детали.
- Перегрев.
- Обрыв кабеля к блоку управления.
- Короткое замыкание в катушке.
- Попадание влаги. Это свойственно дизельным двигателям, если автовладелец не удаляет конденсат из отстойника топливного фильтра.
Как узнать, что форсунки льют
Если говорят, что «льет форсунка» — значит деталь пропускает горючее. Признаки такой неисправности:
- запах бензина в салоне;
- трудности при запуске мотора;
- разбавленное моторное масло.
Эти симптомы могут быть вызваны нарушением целостности одного из элементов (например, износилось уплотнительное кольцо), загрязнением фильтров или когда из строя вышел топливный насос.
Когда нужно делать профилактику и менять форсунки
Чтобы мотор работал должным образом, нужно периодически проверять и чистить распылитель. Автоэксперты советуют делать профилактику через каждые 20–30 тысяч км пробега. Но нужно понимать, что на данный регламент влияет количество моточасов и качество топлива. Если машина эксплуатируется в городе, часто стоит в пробках, то «лечение» нужно проводить чаще — примерно через 15 000 км пробега.
Процедуру можно делать разными способами (со снятием форсунок и без):
- добавить в бензобак специальные чистящие средства;
- с помощью ультразвуковой чистки, при которой нужно снимать детали;
- промыть в автосервисе на специализированном стенде.
Нужно понимать, что у запчастей разных производителей сроки службы различаются. В среднем деталь может корректно работать при пробеге до 100–150 тысяч км, хотя в реальности это зависит от того, насколько интенсивно эксплуатируется авто. Чтобы деталь прослужила дольше, нужно придерживаться двух правил: лить бензин и дизтопливо на проверенных автозаправочных станциях, а также вовремя обслуживать топливную систему.
Совет от экспертов Трейд-ин Кунцево: при покупке автомобиля с пробегом более 50 000 км рекомендуем проверять работу форсунок в автосервисе.