Почему машина не заводится в мороз и как правильно её завести
Наступление холодов многие водители воспринимают с тревогой. Нужно провести техническое обслуживание автомобиля, заменить колеса с летних на зимние, поменять технические жидкости и проверить готовность машины к зиме. Но российские морозы могут помешать планам водителя, и авто может просто не завестись в самый ответственный момент.
Рассказываем, почему машина не заводится в мороз, о причинах этих проблем и что делать, чтобы их избежать.
Как низкая температура влияет на автомобиль
Больше всего низкая температура влияет на смазывающие материалы, расходуемые элементы, аккумулятор и топливную систему. Критическая температура для авто — -40 °C. Масло теряет свою текучесть и превращается в желе, а масляный насос не может его циркулировать по системе смазки. В результате — все трущиеся детали двигателя быстро выйдут из строя, а мотор отправится на капитальный ремонт.
Основные причины отказа запуска двигателя в мороз
Самый важный элемент при запуске машины — это стартер. Его основная функция заключается в том, чтобы обеспечить начальное вращение коленчатого вала двигателя, достаточное для начала сгорания топлива и самостоятельного поддержания работы двигателя.
Поэтому первое, что нужно узнать: крутит ли стартер при запуске двигателя. Если стартер крутит (сопровождается характерным крутящимся металлическим звуком), то причинами того, что авто не заводится, могут быть:
- включенный иммобилайзер;
- разряженный аккумулятор;
- неполадки в топливной системе;
- замерзание двигателя;
- проблемы в системе зажигания;
- выход из строя свечи зажигания;
- неисправные датчики;
- нарушенные фазы газораспределения;
- смещение венца маховика;
- малая компрессия.
Если стартер никак не реагирует на поворот ключа, возможными причинами могут стать:
- разряженный аккумулятор;
- окисление контактов на аккумуляторе;
- неисправность в цепи управления стартером;
- выход из строя втягивающего реле;
- поломка щеточного узла;
- пробой обмоток статора или ротора;
- клин обгонной муфты;
- износ втулки или подшипников ротора;
- поломка зубьев бендикса либо венца маховика.
Разберем основные причины, по которым машина может не заводиться в холодную погоду
Севший аккумулятор
Самая популярная и простая причина, из-за которой не заводится машина — разряженная аккумуляторная батарея. «Симптомы»: слабо или вовсе не крутится стартер, с каждой попыткой более вялый отклик стартера.
Аккумуляторные батареи теряют свою емкость при низких температурах, поскольку электролит становится более вязким и через него не проходят химические реакции.
Что делать: снять аккумулятор с автомобиля, отнести в тепло и подзарядить, а если это не помогает, менять его на новый.
Сигнализация
Автосигнализация блокирует запуск двигателя при возникновении критических неисправностей, и в теории мороз может стать причиной блокировки. Сигнализация может сработать некорректно и заблокировать двигатель, например, из-за неудачной попытки взлома замков или сбоя программного обеспечения.
Что делать: заменить батарейку на брелоке автосигнализации, если это не помогло — вызвать автоэлектрика для диагностики всей системы.
Загустевшее масло
Еще одна возможная причина — загустевшее моторное масло. Главные «симптомы» — вялая работа стартера и загоревшаяся лампочка давления масла на приборной панели.
Моторное масло при низких температурах становится гуще, что усложняет его циркуляцию по двигателю. Это увеличивает нагрузку на стартер и двигатель, делая запуск сложнее. Если в техпаспорте автомобиля несколько рекомендованных масел, то для легкого запуска лучше заливать менее вязкое, например: 5W30 или 10W40.
Что делать: отогревать картер двигателя строительным феном или везти авто в сервис на эвакуаторе. После того как масло отогреется, его нужно заменить.
Загрязненные свечи зажигания
Если стартер крутит хорошо, а машина все равно не заводится или заводится и глохнет — возможно дело в свечах зажигания. Причинами могут быть залитые свечи или естественный износ.
Из-за плохого бензина или неправильного запуска двигателя на контактном выводе появляется черный налет. В результате — искра становится еле заметной и не воспламеняет топливовоздушную смесь.
Что делать: осмотреть свечи зажигания на наличие дефектов, грязи и деформаций. В случае обнаружения — заменить свечи. Залитые свечи должны высохнуть примерно за 30 минут.
Топливная система
Еще одной возможной причиной могут стать поломки в системе зажигания: сломанный бензонасос, топливные фильтры, форсунки и просто наличие воды в самом бензине, из-за которой он может замерзнуть.
В следствие любой из этих причин топливо не будет поступать в камеру сгорания, а автомобиль будет глохнуть или вовсе не заведется.
Что делать: если неисправность в какой-то комплектующей системы отопления — ее нужно заменить. Если застыл бензин — везти автомобиль на эвакуаторе в отапливаемый гараж или ждать теплую погоду.
Проблемы с проводкой и датчиками
Появляются при окислении и ослаблении зажимов и клемм. Также проблема может быть из-за неисправных датчиков коленчатого и распределительного валов, холостого хода, температуры охлаждающей жидкости.
Что делать: если проблема с клеммами, то их нужно просто подчистить щеткой или наждачной бумагой, используя специальные смазки, и покрепче затянуть. Если дело в датчиках, то нужно проводить диагностику двигателя и менять узел.
Неисправности стартера
Симптомы того, что стартер вышел из строя: при повороте ключа в замке зажигания из-под капота появляется зловещий металлический скрежет.
Наиболее часто проблемы возникают именно с наступлением холодов: окисление контактов втягивающего реле, закисание втулки или замыкание в обмотках. Электромотору просто не хватает мощности для прокрутки маховика двигателя.
Что делать: если есть навыки ремонта автомобиля, нужно снимать стартер и искать причину поломки. Если навыков нет — обратиться в автосервис.
Низкая компрессия двигателя
Если проблема так и не решилась, то скорее всего дело уже в самом двигателе. Например, в низкой компрессии внутри цилиндров. «Симптомы» — двигатель сильно троит.
Низкая компрессия возникает из-за износа цилиндропоршневой группы или закоксованности колец. Нормальная компрессия в бензиновом двигателе должна быть от 10 до 12 кгс/см².
Что делать: проверить давление в цилиндре компрессометром или отвезти в автосервис. Если компрессии нет или она слишком низкая, то придется «капиталить» двигатель.
Как правильно завести машину в мороз?
Чтобы правильно запустить двигатель в мороз, нужно:
- Повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить в течение 5–6 секунд, пока бензонасос не подаст топлива к цилиндрам.
- Повернуть ключ на старт. Если двигатель не запускается при повороте ключа в течение пяти секунд, вернуть ключ в начальное положение, подождать несколько минут и повторить попытку.
- Если на авто механическая коробка передач, то при повороте стартера выжать сцепление и не бросать его около десяти секунд, когда авто заведется.
- Прогреть мотор 5–6 минут на холостых оборотах и можно ехать.
Некоторые автоэксперты советуют немного разогреть акб перед самым запуском — попереключать свет фар с ближнего на дальний или включить магнитолу на пару минут.
Советы владельцам
Вот несколько советов владельцам, как избежать проблем с мотором зимой:
- Следите за состоянием аккумулятора. Холодная погода негативно влияет на аккумуляторы, снижая их емкость. Поэтому лучше подзарядить батарею еще до наступления холодов, проверить состояние электролита и наличие дефектов на корпусе. Средний срок службы аккумулятора — 3–5 лет.
- Используйте качественное моторное масло. В техническом паспорте машины есть рекомендации, какое масло лучше использовать, но для легкого запуска мотора больше подойдет менее вязкое.
- Меняйте свечи вовремя. Менять свечи нужно при ежегодном проведении ТО-1, а при использовании плохого топлива — еще чаще следить за их состоянием.
- Правильно выбирайте топливо. Заправляйтесь качественным топливом, особенно если планируете длительные поездки. Низкокачественное топливо может замерзнуть в топливопроводах.
- Для дизельных моторов используйте антигель-добавки, которые не дают топливу загустеть при низких температурах.
- Если есть возможность, оставляйте авто на длительную парковку в местах без резких перепадов температур — гараже или закрытых паркингах.
- Всегда возите аварийный комплект инструментов: провод для прикуривания, буксировочный трос, лопату, теплую одежду и перчатки.
Эти рекомендации помогут вам без проблем завести автомобиль даже в самых суровых зимних условиях.
Заключение
Зима — непростое время года, к которому должен быть готов каждый водитель. Сильнее всего низкая температура влияет на смазывающие материалы, расходуемые элементы, аккумулятор и топливную систему.
Возможными причинами, по которым не заводится авто, могут быть:
- севший акб;
- сигнализация;
- загустевшее масло;
- загрязнение топливной системы;
- проблемы с проводкой.