Как правильно и безопасно купить подержанный автомобиль с рук
Купить подержанный автомобиль с рук желают многие. Причина проста, цена такой машины намного меньше новой. И можно выбрать вполне приличную технику, которая будет верно служить своему хозяину.
Но вопрос как раз и заключается в том, как выбрать эту самую приличную технику? И как ее правильно оформить, чтобы не просто получить ключи и документы, но и обойти все «подводные камни».
Варианты покупки подержанных автомобилей
Купить подержанный автомобиль можно у хозяина, в автосалоне или у перекупщика. Последний вариант самый «скользкий». Почему? Казалось бы, человек досконально знает товар, может предложить то, что нужно. Да, но это лишь одна сторона медали. А к покупателю всегда оборачивается другая.
Цель перекупщика — максимальная прибыль. Обеспечить ее можно только одним способом: дешевле купить и дороже продать.
Какие у перекупщика ограничения? Никаких. Он не обязан поддерживать корпоративный уровень обслуживания. Его не заставишь выплатить компенсацию или взять обратно некачественный товар. Ему даже не надо беспокоиться об имидже честного торговца, потому что ни с кем из покупателей он два раза не встречается.
Как формируются цены на авторынке — это ни для кого не секрет. Чтобы дешевле купить подержанный автомобиль, ищут машину в неважном состоянии, часто после ДТП. Чтобы потом ее дороже «толкнуть», она должна красиво выглядеть и нормально поработать какое-то время, пока найдется клиент. Серьезный ремонт дорогой, он снизит прибыль. Значит, надо взятое на продажу авто помыть, подкрасить, заменить по мелочи то, что «бросается в глаза» и отрегулировать. А еще — скрутить спидометр, а то не поверят, что «почти новое». Все, можно гнать на рынок.
Вам нужен такой автомобиль?
Как определить перекупщика?
Объявления в интернете от перекупщиков — это обычно сухие краткие тексты с типовыми фразами: «не крашеная», «в ДТП не была», «не битая», «в салоне не курили». На фото госномер часто закрыт. О ремонтах и допоборудовании данных нет. На звонки отвечают сдержанно, дополнительной информации не дают, разговор сводится к «приезжайте, смотрите». Умные перекупщики относятся к подаче объявлений серьезно. В тексте будет комплектность автомобиля, подробное описание и хорошие фото. Таких можно «разоблачить» только при личной встрече.
Хозяин машины всегда расскажет о ней подробно, ответит на прямые вопросы. В частности, сообщит, что меняли и когда. В паспорте и ПТС должны совпадать фамилии. Авто на фото не обязательно помытое, может стоять во дворе среди всякого хлама. Иногда владелец дает что-то в подарок (зимнюю резину, например). От перекупщика развернутой информации не будет, по поводу разных фамилий он скажет, что брат (кум, друг, сват, сосед нужное подчеркнуть) попросил продать автомобиль. Торгуется редко, а хозяин почти всегда что-нибудь уступит.
Есть еще один нюанс, психологический. При разговоре «вживую» владелец машины может вести себя по-разному. Все зависит от характера, но обычно он беседует с покупателем «на равных». Это чувствуется. Перекупщик уверен в себе, он дока в этом деле. К тому же, он всегда хороший психолог, ему иначе нельзя. Клиент в тонкостях купли-продажи подержанных автомобилей не разбирается. Стало быть, с ним нужно говорить тоном опытного профи, в критический момент «придавить авторитетом».
Порядок покупки автомобиля с рук: пошаговая инструкция
Как выбрать?
В принципе, каждый сам знает какой автомобиль хочет купить, за сколько денег, на каких сайтах искать подержанную технику и прочее. Поэтому — всего несколько советов:
- От собранной суммы желательно отложить десятую часть на мелкий ремонт (замена фильтров, масла, колодок, ремня ГРМ и др.). Это надо будет сделать сразу после покупки, чтобы ездить спокойно.
- При поиске на сайте рекомендуется задавать диапазон стоимости плюс-минус 10-15% от имеющихся денег. Если есть 400 тыс. руб., значит, от 360 тыс. руб. до 440 тыс. руб. Нижняя планка для того, чтобы отбросить подозрительно дешевые предложения. Верхняя — чтобы «поймать» очень интересные, но чуть более дорогие варианты (недостающие 20-30 тыс. руб. можно и занять).
- Пробег лучше поставить «до 100 тысяч км». Для большинства легковых машин 100-120 тыс. км. является критичным рубежом, за которым начинается нежелательный износ.
Последнее пожелание — не брать машины, популярные среди таксистов. Если, все-таки, очень хочется взять Hyundai Solaris, Kia Rio, Toyota Camry, Skoda Octavia или что-то в этом роде, то лучше купить у юрлица. Еще можно на салон внимательно посмотреть. Если сильно затертый, с поцарапанным пластиком и облезлым рулем, то пробег большой.
Проверка истории автомобиля и документов перед покупкой с рук
После выбора подходящей машины, следует обязательно проверить ее историю. Для этого надо позвонить продавцу и узнать у него VIN и госномер автомобиля. Владельцы, которым нечего скрывать, сообщают эти данные без проблем.
Потом необходимо загрузить сайт «Автокод» и узнать:
- Пробег (реальный).
- Участие в ДТП.
- Есть ли ограничения (залог, розыск, лизинг, неоплаченные штрафы и т.п.)
- Сколько было владельцев.
- Страховка.
- Использование в качестве таксомотора и другие сведения.
Здесь можно проверить даже японские машины, у которых VIN отсутствует (надо вместо него спросить номер кузова). Цена отчета 349 рублей.
Проверка технического состояния автомобиля
При личной встрече с владельцем и с его машиной надо проверить не только состояние последней, но также наличие оригиналов документов и соответствие номеров.
Последовательность проверки автомобиля: внешний осмотр кузова на наличие вмятин, перекосов и коррозии, покрышек — на износ и порезы. Глянуть на двигатель, нет ли потеков масла. Если помытый — это настораживает. Попросить завести и «погазовать». Если при холодном моторе из выхлопной валит черный дым, то поршневую придется ремонтировать. Померять ЛКП, если толще нормы — машину красили.
На контроль техсостояния подержанного автомобиля лучше всего пригласить знакомого специалиста.
Проверять документы и прочие данные надо внимательно. Если есть ограничения, продавец показывает копию ПТС вместо оригинала или какой-нибудь из номеров (регистрационный, кузова либо VIN) не совпадает, то покупать категорически не рекомендуется.
После проверки, если покупатель не передумал брать машину, идет торговля о цене. После того, как «ударили по рукам», можно начинать оформление сделки.
Оформление покупки автомобиля
Машину б/у разрешается приобрести с номерами или без них. В первом случае их можно потом поменять. Снимать с учета технику и брать транзитные номера не надо. Для заключения сделки подписывают следующие документы.
Договор купли-продажи. В нем указывают паспортные данные обеих сторон, дату оформления и место, сведения по машине и ПТС, отсутствие ограничений, срок передачи техники и денег, способ оплаты.
Акт приема-передачи автомобиля (не обязательно). Описывается состояние ТС и подтверждается факт его передачи другому лицу. Делается запись о том, что стороны друг к другу претензий не имеют.
Вместо договора купли-продажи нередко оформляют генеральную доверенность. По ней можно не только пользоваться купленным авто, но и продать его третьему лицу. Способ упрощает процедуру, экономит время и средства. Но он рискованный. Прежний хозяин имеет право отозвать доверенность, потому что по закону автомобиль остается его собственностью. Или, в случае перепродажи техники, потребовать деньги.
Оформление ПТС
После заключения договора, в паспорт машины вносится новая запись. А именно: дата покупки, номер документа на право собственности (договора) и дата его оформления, подписи покупателя и продавца. Для юрлица нужна еще и печать. Если в ПТС не осталось места, надо в ГИБДД взять новый. После того, как в ПТС сделана запись, покупатель отдает продавцу деньги за машину.
Ключи, документы, техосмотр
После решения вопросов с бумагами и деньгами, продавец передает ключи от автомобиля. У покупателя должны быть на руках договор купли-продажи (или «генералка»), акт приема-передачи (если составляли) и свидетельство о регистрации ПТС. Если действующая диагностическая карта на автомобиль отсутствует, то надо пройти техосмотр. Для этого можно выбрать любую станцию, лишь бы у нее была аккредитация Российского союза страховщиков. Перечень есть в Реестре ОТО.
Полис ОСАГО
При покупке можно договориться, что действующая страховка сохраняется. Тогда придется вместе с владельцем зайти в офис страховой фирмы для переоформления документов.
Подержанный автомобиль можно приобрести с рук и без страховки. Если полис ОСАГО не сохранен, то в течение 10 дней после подписания договора купли-продажи надо оформить новый.
Тут есть один нюанс. В течение указанной декады за отсутствие полиса никто не оштрафует. Но, если случится ДТП, виновником которого окажется новый хозяин авто, платить компенсацию придется из своих кровных. Так что лучше с ОСАГО не затягивать.
Регистрация в ГИБДД
За те же самые 10 дней после покупки автомобиль надо зарегистрировать в ГИБДД по месту жительства. За невыполнение данного требования — штраф. При регистрации оплачивается пошлина за новые номера, записи в ПТС и в свидетельстве о регистрации.
В заключение владелец купленной машины должен получить на руки регистрационные знаки (если они новые), ПТС с пометками и свидетельство о регистрации автомобиля.
Почему выгодно купить подержанный автомобиль в автосалоне Кунцево?
В самом деле, почему в автосалоне лучше, чем у перекупщика? Ведь им тоже нужна максимальная прибыль.
Автоцентры бывают большие и маленькие. Мелкие фирмочки часто обвиняют в непорядочности и, к сожалению, справедливо. (А негатив от их работы потом огульно переносят на все салоны).
Крупные компании пришли на рынок надолго, поэтому на желании получить доход сходство и заканчивается. У них другая политика, не имеющая ничего общего с девизом всякой мелочи «обмануть и убежать». Им невыгодно жить одним днем. К тому же их жестко контролируют, причем, не только со стороны госорганов. Самому строгому надзору подвергаются официальные дилеры. Тут уже подключаются фирмы-производители, за нарушения могут забрать сертификат, а это «очень больно».
Автосалон «Кунцево» — не просто крупная фирма, а еще и официальный дилер, который специализируется на реализации подержанных автомобилей. Это значит, что при желании купить здесь машину б/у, клиент получает следующие преимущества:
- Выставленный товар проходит предварительную подготовку. Техническое состояние может быть лучше или хуже, но однозначно не ниже определенного (достаточно высокого, по сравнению с авто от перекупщиков) уровня. Если надо, выполняется несложный ремонт. Поэтому барахло на реализацию никто не берет, по каждой машине определяется степень ликвидности.
- Юридическая безопасность сделки. По каждому транспортному средству все проверено, история чистая, с документами полный порядок.
- Секьюрити обеспечивает физическую безопасность. Никто не выхватит из рук сумочку с деньгами.
- Большой выбор автомобилей.
- Официальный дилер обязан поддерживать корпоративный уровень обслуживания. В магазине комфортные условия для совершения сделки и вежливые менеджеры.
Имеются ли в крупных салонах недостатки? Ну, как сказать … даже на Солнце есть пятна. Автоцентры обычно не соглашаются на независимую оценку выбранной машины — так кто мешает покупателю привести с собой знакомого автослесаря? Стоимость подержанных автомобилей в салонах в среднем процентов на пятнадцать выше той, что продается с рук. Правильно, у них же затраты на оборудование, проверку документов и предпродажную подготовку.
В крупном автосалоне-официальном дилере не купишь какую-нибудь подкрашенную развалюху. Разве за такую гарантию не стоит слегка доплатить?