Все о битых машинах: стоит ли покупать автомобиль после ДТП


Содержание

Статистика знает все …
Типы повреждений
Когда можно покупать автомобиль после аварии?
Какие битые машины брать нельзя?
Как проверить автомобиль с пробегом?
Проверка с помощью интернет-сервисов

Статистика знает все …

… Кроме реального количества ДТП на дорогах страны. Да, конечно, в ГИБДД скажут, что, например, в 2020 году было 145073 аварии. Но это же только зарегистрированные. Всего у россиян 40,9 млн авто. Получается, что за указанный год 0,35% ТС участвовали в «незапланированных краш-тестах». Где-то одно из трехсот. Вроде немного.

Не секрет, что при лёгких и средних авариях водители часто не вызывают полицию. Они договариваются между собой и разъезжаются. То есть, реально происшествий в несколько раз больше, чем зафиксированных. И это только за один год. Если же посчитать с накоплением во времени, то результаты впечатляют. По разным данным (порталы «Авто.ру», «Авито» и другие) от 33% до 70% ТС на вторичном рынке хоть раз побывали в ДТП.

Почти всю технику рано или поздно выставляют на продажу. Одни владельцы честно говорят, что машина была в аварии, и стоить она будет недорого. Другие (обычно перекупщики, хотя и не обязательно) наоборот, это пытаются скрыть. По сведениям сайта «Автокод» 40% покупателей техники б/у сталкивались с попытками обмана (а сколько таких, что не даже догадались или не пожелали признаваться!)

Типы повреждений

По степени тяжести все повреждения, которые получает ТС во время аварии, можно разделить на три категории:

  • Лёгкие. Сюда относятся нарушения целостности наружных элементов (обычно кузовных), которые не относятся к несущим частям.
  • Средние. Повреждены силовые детали каркаса. Иногда эту группу разделяют на две подгруппы: средние, с деформацией 1-2 элементов и тяжелые, если их 3 и более.
  • Необратимые повреждения или конструктивная гибель. Кузов разорван либо смят, каркас разрушен. Теоретически такая техника не подлежит восстановлению.

Решение о том, брать ли битый транспорт, зависит от тяжести повреждений. И оно не всегда однозначно. А еще важно знать, как проверить машину и определить, что продавец пытается скрыть неприятные факты.

Когда можно покупать автомобиль после аварии?

ТС с лёгкими повреждениями однозначно пригодны для покупки. Если помяты крылья, двери, капот, бампер, крышка багажника и тому подобное, то это не страшно. Продавцы не всегда устраняют такие дефекты. Если же техника отрихтована, то определить их несложно по внешним признакам: зазоры, крашеные поверхности, «сорванный» крепеж и прочее.

Дополнительно можно посоветовать смотреть на то, насколько серьезной была авария. Например, если меняли фару плюс красили передний бампер, капот и крыло, то удар был сильным. Надо проверить ещё и прилегающие элементы. А если только бампер — ничего страшного. Кроме того, надо оценивать стоимость ремонта. Битую отечественную технику часто можно привести в порядок тысяч за тридцать, это нормально, можно брать. По импорту сложнее, там запчасти и услуги будут стоить дороже. Так что лучше идти на рынок со специалистом, он точно скажет, сколько придётся потратить. А заодно — заметит скрытые дефекты.

Какие битые машины брать нельзя?

Есть разные случаи, когда ТС нежелательны к приобретению. Первый — повреждение силовых элементов. Здесь иногда сложно разобраться. Потому что такие детали (стойки, лонжероны, пороги, крыша, ниша запаски и другие) во время удара складываются и гасят его энергию. Потом их вытягивают на стапеле, усиливают пластинами и уголками. Решение зависит от силы удара и от того, какая деталь пострадала. Например, помятая радиаторная панель всего лишь требует проверить сопряженные детали. А технику с деформированными центральными стойками лучше не брать.

Если у автомобиля нарушена геометрия кузова, то покупать его не рекомендуется. У него будет неравномерный либо усиленный износ протектора, на стеклах появляются трещины, салон протекает и прочее в том же духе. Кузов, восстановленный после сильного удара, не такой прочный, как раньше. При следующем столкновении он, скорее всего, просто сложится.

Однозначно нельзя приобретать ТС после конструктивной гибели. Чаще всего это премиальные модели — они дорогие, владельцу хочется после аварии «отбить» хотя бы часть денег. Подобную технику восстанавливают, но она потом часто требует ремонта. Системы безопасности как активные, так и пассивные, отсутствуют. Геометрия кузова нарушена. Что будет при повторном ДТП — неизвестно.

Как проверить автомобиль с пробегом?

Как было сказано выше, во время осмотра техники важно определить, была ли она в аварии. Сделать это можно несколькими способами. Самый простой — визуальный осмотр. Существуют признаки, которые однозначно указывают на то, что ТС восстанавливали:

  • некоторые кузовные элементы окрашены в цвет иного оттенка, по сравнению с остальными;
  • зазор между деталями больше или меньше стандартного;
  • сварные швы наложены неаккуратно;
  • фары и стекла изготовлены в разные годы;
  • неотрегулированный развал-схождение колес;
  • по крепежным деталям видно, что кузовной элемент снимали.

В последнее время большую популярность получил прибор для измерения толщины ЛКП. Если она больше заводской, значит, поверхность перекрашивали. Иногда в разных местах прикладывают несильный магнит. Там, где он прилипает слабее, под краской положили толстый слой шпаклевки.

Проверка с помощью интернет-сервисов

К сожалению, недобросовестные продавцы научились восстанавливать битые ТС так умело, что следы ДТП заметить сложно. И толщиномер не всегда помогает. Поэтому желательно проверить технику онлайн. Существуют официальные сайты ГИБДД, страховых компаний и других организаций. На них опубликована информация по количеству аварий, характеру повреждений и тому подобное.

Наиболее удобным вариантом является проверка по сайту «Автокод». Там представлена та же информация — просто собрана в одном месте с официальных веб-ресурсов. На сайте CheckPerson можно проверить владельца ТС: есть ли у него долги, не находится ли в розыске, действительный ли паспорт. Все это необходимо, потому что если на машину есть ограничения, то её не поставят на учет.

Вернуться к списку новостей