8:30 - 21:00
Пропуски зажигания: как диагностировать и устранить проблему
Пропуски зажигания — это явление, когда в двигателе внутреннего сгорания в нужное время нет воспламенения топливно-воздушной смеси в одном или нескольких цилиндрах. Зажигание, как правило, происходит благодаря искре, которая создается свечами.
Пропуск зажигания может привести к неэффективному сгоранию топливо-воздушной смеси, что вызовет потерю мощности двигателя, ухудшение экономии топлива и повышение выбросов вредных веществ.
Рассказываем о работе системы зажигания, как в ней появляются пропуски воспламенения и разберем, как самостоятельно продиагностировать свое авто.
Как работает система зажигания
Для того чтобы понять, как же появляются «пропуски», кратко разберем, из чего состоит и как работает вся система зажигания.
Основные элементы:
- аккумуляторная батарея — источник питания всей системы;
- катушка зажигания — общая, парная или индивидуальная на каждую свечу;
- прерыватель-распределитель зажигания;
- свечи зажигания;
- электронный блок управления (ЭБУ) или полупроводниковый коммутатор;
- высоковольтные провода (если предусмотрены системой).
При полном повороте ключа в замке зажигания на катушку поступают 12 вольт от бортовой сети и преобразуются в высокое напряжение. Оно «пробивает» зазор между электродами свечи и появляется искра, которая воспламеняет топливо-воздушную смесь. Распределитель, коммутатор или ЭБУ отвечают за время появления искры.
Для оптимальной работы мотора топливовоздушная смесь должна воспламеняться ещё до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки и завершит такт сжатия. Таким образом, газы, выделяющиеся при горении, будут максимально эффективно двигать поршень вниз, обеспечивая вращение коленчатого вала. Это достижимо только при точной установке момента зажигания. Если воспламенение топливовоздушной смеси происходит раньше или позже необходимого момента, коэффициент полезного действия и мощность двигателя уменьшаются.
Признаки пропусков зажигания
На наличие неисправностей в системе зажигания могут указывать следующие признаки:
- Машина дергается при разгоне.
- Тяжелый набор скорости.
- Неровный холостой ход.
- Троение или вибрации.
- Загорание индикатора — Check Engine.
- Изменение звука работы мотора.
Причины пропусков воспламенения
- Выход из строя элементов системы зажигания. Это могут быть высоковольтные провода, свечи или катушка зажигания. Например, сильный износ или нагар на свечах приведут к возникновению пропусков в зажигании, особенно при работе на холостом ходу, что приведет к сбоям. Важно раз месяц проверять состояние свечей, даже если они менялись совсем недавно. Есть высокий риск покупки бракованных или просто некачественных свечей.
- Неисправности в топливной системе. Форсунки могут быть засорены грязью или другими отложениями. Эта проблема часто проявляется неравномерной работой двигателя на холостых оборотах, что может привести к «троению» мотора. Важно отметить, что данная неисправность часто уходит после того, как температура двигателя повысится. Однако не стоит пренебрегать этим явлением и принимать его как временное. Рекомендуется провести детальную проверку автомобиля, чтобы исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем.
- Потеря компрессии или неполадки в самом двигателе. Если дело не в форсунках и свечах, то внимание нужно обратить на наличие компрессии в двигателе или внутренние повреждения самого мотора. Например, изношенный или неправильно установленный ремень ГРМ, который способен вызвать снижение компрессии из-за некорректных зазоров или негерметичности гидрокомпенсаторов, что приведет к проблемам при воспламенении топливовоздушной смеси.
- Плохое топливо. Дело может быть не только в нем, но и в неисправном регуляторе давления в топливной раме. Из-за неисправности регулятора воздух не попадает в камеру сгорания или наоборот — его слишком много.
Диагностика пропусков зажигания
В современных автомобилях, оборудованных ЭБУ, диагностировать всю систему просто — при наличии бортового компьютера машина сама сообщит о проблеме. А вот в старых авто без ЭБУ это сделать сложнее.
Диагностика автомобилей без ЭБУ
При диагностике системы зажигания без ЭБУ придется проверить каждый элемент, который участвует в образовании искры в камере сгорания. Первое, что нужно сделать — осмотреть каждый из узлов на наличие механических дефектов или просто разъединения:
- высоковольтные провода (при наличии) — не должно быть разъединения, а на контактах не должно быть окислов, коррозий и повреждений самих проводов;
- клеммы аккумулятора должны быть чистыми и надежно закреплены на самом акб;
- на свечах зажигания не должно быть повреждений, нагара или следов износа;
- на общей или индивидуальных катушках не должно быть повреждений и они должны плотно крепиться на свечах или высоковольтных проводах.
- Для проверки на искру понадобятся плотные резиновые перчатки и еще один человек — для запуска мотора.
Проверить катушки, свечи и провода можно следующим образом:
- выключить зажигание;
- выкрутить свечу;
- замкнуть вместе с катушкой свечу на корпусе мотора.
Помощнику нужно запустить мотор, а на конце самой свечи между электродами должна появится искра. Она должна быть яркой, резкой и иметь синий оттенок. Если искра отсутствует или очень слабая (жёлтая), то какой-то из элементов нужно менять.
Также есть альтернативные способы проверки катушек и свеч, например, мультиметром.
Если с искрой все в порядке, то причину нужно искать в топливной системе:
- засорившихся форсунках — прочищаются моющими присадками или ультразвуком;
- бензонасосе или топливном фильтре — можно проверить, если снять их с автомобиля. Причем конструкция может быть разной. В некоторых машинах фильтр установлен в самих бензонасосах.
Если с обеими системами все в порядке — остается только компрессия самого мотора. Проверить давление внутри цилиндров специальным прибором — компрессометром. Сделать это можно так:
- выкрутить свечу;
- вставить наконечник компрессометра в разъем;
- запустить мотор.
Нормальная компрессия должна быть 10-12 бар. Низкая может быть связана с износом поршней и деталей поршневой группы, неверной настройкой ГРМ или прогаром клапанов и поршней. Вышедшие из строя элементы нужно заменить на новые.
Диагностика автомобилей с ЭБУ
При наличии даже самого простого ЭБУ найти проблему будет намного проще. Считыватель ошибок покажет, в каком цилиндре неисправность.
Проверить цилиндры с помощью ЭБУ можно так:
- подключить сканер ошибок двигателя;
- провести декодирование ошибок, и если появились ошибки — Р0301, Р0302, Р0303, Р0304, значит есть проблемы в одном из четырех цилиндров, свечах, проводах, катушках;
- в случае появления кода Р0300 — нарушение порядка зажигания — необходимо провести комплексную проверку всей системы;
- коды Р0201, Р0202, Р0203, Р0204 указывают на неисправности в форсунках, а код Р0400 свидетельствует о проблеме в выпускном коллекторе.
Ремонт такой же, как и в случае машин без ЭБУ — сломанные детали нужно заменить на новые.
Заключение
- Пропуски зажигания — это неестественные процессы, при которых не происходит воспламенения топливо-воздушной смеси внутри камер сгорания в одном или нескольких цилиндрах.
- Причинами пропусков могут быть элементы системы зажигания: свечи, провода, распределитель или катушки зажигания. Диагностировать проблему можно с помощью ЭБУ или при проверке каждого элемента системы зажигания и топливной системы.
Автомобили б/у в Москве
Спецпредложения на подержанные автомобили
Вариатор
Автоматическая
Автоматическая