ПН-ВС:
8:30 - 21:00
доступно на iPhone доступно на Rustore
Москва, ул. Горбунова, 14. 8:30 - 21:00

Дизельное топливо: классификация, виды, марки и сорта

Дизельное топливо: классификация, виды, марки и сорта
Дата публикации: 13.06.2024     Время чтения статьи: 5 мин.     Автор: редакция ТЦ «Кунцево»    Просмотров: 143

Дизельное топливо имеет высокую энергетическую плотность, поэтому его используют в секторах, где необходимо мощное и экономичное топливо: в грузовых авто, на морских и речных судах, в автобусах, сельскохозяйственных и строительных машинах.

Рассказываем, что такое дизельное топливо (ДТ), какие у него свойства и чем дизель отличается от бензина.

Что такое ДТ

Дизельное топливо — это горючая жидкость, получаемая из сырой нефти путем её дистилляции. Как и бензин, оно состоит из сложных углеводородов. Разница заключается в том, что в процессе дистилляции нефти сначала выделяются самые лёгкие, газообразные фракции, а затем — бензиновые и керосиновые. Дизельное топливо испаряется последним.

Основные характеристики ДТ:

  • цетановое число — способность топлива к самовоспламенению при впрыске в цилиндр двигателя. Топливо с высоким цетановым числом имеет лучшие характеристики при низких температурах и более эффективно сгорает. Обычно цетановое число для большинства ДТ — от 40 до 55;
  • вязкость и плотность — определяют уровень испарения и смесеобразования дизельного топлива;
  • температура вспышки — показатель, определяющий пожарную опасность топлива;
  • массовая доля серы — количество серы в ДТ;
  • зольность — количество золы, которая образуется при сгорании топлива;
  • кислотность — максимальное количество кислот и щелочи, используемое при производстве дизтоплива;
  • содержание воды — количество воды в составе ДТ во взвешенном состоянии и в виде эмульсии;
  • предельная температура фильтруемости.

Чем отличается бензин от дизельного топлива

Процесс производства — не единственное отличие двух энергоносителей. Они различаются еще по трем основным факторам:

  1. По способу воспламенения — бензиновые двигатели используют свечи зажигания для воспламенения топливно-воздушной смеси. В дизельных используется принцип сжатия воздуха до высокой температуры, при которой топливо самовоспламеняется без использования свечей.
  2. По экологическим характеристикам — оба двигателя плохо влияют на окружающую среду. При этом дизельные двигатели обычно выделяют меньше углекислого газа, но больше оксидов азота и твердых частиц, по сравнению с бензиновыми.
  3. По применению и характеристике работы — дизельные моторы обеспечивают больший крутящий момент на низких оборотах, поэтому их используют для тяжелых транспортных средств и в ситуациях, где нужна мощная тяга, например, в грузовиках и внедорожниках.

Также можно отметить в дизельных моторах более высокий уровень шума.

Типы, сорта и классы ДТ

Для того чтобы разобраться с классификацией ДТ, нужно углубиться в историю. В СССР дизельное топливо четко делилось по сезонам:

  1. Летнее ДТ (Л) — использовалось при температуре выше 0 °C. У него более низкая плотность и вязкость, что обеспечивало хорошую текучесть при высоких температурах.
  2. Зимнее ДТ (З) — применялось при температуре до -20 °C или -35 °C. У него более высокая плотность и вязкость, что подходило для нормальной работы двигателя при низких температурах.
  3. Арктическое ДТ (А) — было разработано для эксплуатации при экстремально низких температурах (до -50 °C). Обладало ещё более высокими показателями плотности и вязкости.

С 1993 года в ЕС действует свой стандарт качества топлива — EN 590. Если переводить его на российский формат — Евро 1. За 30 лет стандарты претерпели четыре модификации, последняя из которых — Евро 5 классифицируется как Class A – F для температур от +5 до -20 °С, Class 0–4 для температур от -20 до -44 °С.

С 2005 года в России начал действовать новый стандарт — ГОСТ Р 52368-2005. Он соответствует спецификации EN 590, в том числе и по содержанию серы:

  • вид I — серы не более 350 мг/кг;
  • вид II — серы не более 50 мг/кг
  • вид III — серы не более 10 мг/кг.

Также по новым требованиям ДТ делится на сорта — для регионов с умеренным климатом:

  • сорт А (+5 °С);
  • сорт B (0 °С);
  • сорт C (-5 °С);
  • сорт D (-10 °С);
  • сорт E (-15 °С);
  • сорт F (-20 °С).

И на классы c предельной температурой фильтруемости — для регионов с холодным климатом:

  • класс 0 (-20 °С);
  • класс 1 (-26 °С);
  • класс 2 (-32 °С);
  • класс 3 (-38 °С);
  • класс 4 (-44 °С);
  • класс 5 (-48 °С);
  • класс 6 (-52 °С).

Сейчас подобная классификация ДТ встречается достаточно редко.

Классификация ДТ в современной России

С 2011 года в России в рамках соглашения между Россией, Казахстаном и Беларусью «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» действуют новые марки обозначения для ДТ. Они обозначаются тремя знаками:

  1. Буквы. Например, ДТ — топливо для дизельных двигателей.
  2. Климатические условия. Это все те же обозначения, что и были при СССР: «Л»-летнее, «З»-зимнее, «А»-арктическое. К этому списку добавилось и новое обозначение — «Е»- межсезонное.
  3. Экологический класс ДТ — К2, К3, К4, К5. Соответственно, чем выше класс, тем меньше содержания серы в топливе.

Например, маркировка ДТ-Л-К4 будет расшифровываться как «летнее дизельное топливо экологического класса 4 (содержание серы не более 50 мг/кг). Но встречается такое топливо не так уж и часто, так как с 1 января 2016 года на территории РФ разрешен выпуск и обращение ДТ экологического класса не ниже К5.

Что будет, если залить дизельное топливо в бензиновый мотор

Неопытные водители задаются вопросом: «А что же будет, если перепутать шланги и залить дизтопливо вместо бензина?»

Поскольку ДТ более плотное по сравнению с бензином, оно будет оседать на дне бака и быстро попадать в топливную систему. И негативные симптомы появятся практически сразу: двигатель начнет троить, а из выхлопной трубы появится черный дым. ДТ из-за другого способа воспламенения не достигнет нужного давления и температуры в цилиндрах, а свечи зажигания не справятся с этой задачей. Придется сливать все топливо, полностью чистить топливную систему и, скорее всего, менять форсунки.

Заправка бензина в дизельный двигатель также чревата проблемами. Первые проблемы начнутся через час-два, так как в топливной системе ещё будет достаточно дизтоплива для запуска и работы двигателя. За это время бензин и дизель превратятся в смесь: бензин снизит цетановое число дизеля, снизит его воспламеняемость, но повысит интенсивность его горения. При высокой степени сжатия, характерной для дизельных моторов, начнётся детонация, которая просто разрушит мотор изнутри. Поэтому при любых признаках снижения мощности и необычных звуках под капотом нужно сразу остановиться, вызвать эвакуатор и отвезти авто в сервис.

Заключение

Дизельное топливо — это горючая жидкость, получаемая из сырой нефти путем её дистилляции. Благодаря ДТ работают грузовики, автобусы, суда, а также сельскохозяйственные и строительные машины.

Смешивать бензин и дизель ни в коем случае нельзя, как и заливать оба топлива в неспециализированные для них двигатели. Это приведет к разрушению мотора.

67
0


Вернуться к списку статей

Автомобили б/у в Москве

Спецпредложения на подержанные автомобили

Спецпредложение
VOLKSWAGEN Golf 1.4, 2012
#
Год выпуска: 2012
#
Пробег: 172980 км
#
Коробка передач:
Механика
759 000
779 000
Оставить заявку
Спецпредложение
MAZDA CX-5 2.5, 2016
#
Год выпуска: 2016
#
Пробег: 163000 км
#
Коробка передач:
Автоматическая
2 180 000
Оставить заявку
Спецпредложение
VOLKSWAGEN Tiguan 2, 2011
#
Год выпуска: 2011
#
Пробег: 263631 км
#
Коробка передач:
Автоматическая
1 075 000
1 087 000
Оставить заявку
Спецпредложение
TOYOTA Hilux 3, 2015
#
Год выпуска: 2015
#
Пробег: 223484 км
#
Коробка передач:
Автоматическая
2 650 000
Оставить заявку
Остались вопросы?